В храме появились новые иконы священномученика Илариона (Троицкого) и святой блаженной Валентины Минской

     Недавно в храме появились новые иконы священномученика Илариона (Троицкого) и святой блаженной Валентины Минской, которые принесли в дар прихожане.

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

     Священномученик Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий; 1886–1929) вошел в историю Русской Церкви как выдающийся богослов, незаурядный писатель, пламенный проповедник, умевший говорить просто и эмоционально, мудрый архипастырь, бескомпромиссный защитник Церкви и православных догматов. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, была горением любви к Церкви Христовой. И даже внешне он, высокий, широкоплечий, с русой бородой и строгими, иконописными чертами лица, напоминал настоящего русского святителя.

     Еще в годы учебы в Московской духовной академии будущего владыку глубоко занимал вопрос: почему революционное движение захватило столь широкие слои общества в России? Почему оно готово не просто расстаться, а уничтожить все то, что являлось и духовной, и нравственной основой жизни многих и многих поколений русского народа? Как часто приникал он в молитве к раке преподобного Сергия, прося помощи и вразумления! Причина, как казалось ему, кроется в разрыве живой связи Церкви и общества, в бесцерковности русского общества, в проникновении в русскую жизнь и в православную духовную школу мертвящего духа западноевропейского рационализма. Осознав этот общественный недуг, будущий святитель посвящает свои сочинения и богословские труды разработке вопроса о Церкви и церковности.

     Владыка Иларион говорил: «Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек… Без Церкви нет христианства». Наставлял: «Христос учил не монахов, а всех людей, — и учил одному. Отрекаться от мира должен всякий, кто не хочет быть во вражде с Богом».

     28 марта 1913 года в лаврском скиту Параклит Владимир Троицкий был пострижен в монахи с именем Иларион в честь преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского. В мае 1920 года тридцатитрехлетний архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. С этого времени епископ Иларион становится ближайшим помощником патриарха Тихона в деле управления Московской епархией.

     В сентябре 1921 года владыка Иларион был арестован за то, что добился у директора Третьяковской галереи и одного из руководителей Главмузея Наркомпроса И. Я. Грабаря разрешения взять из музея Владимирскую икону Божией Матери на престольный праздник в Сретенский монастырь. Почти два месяца святитель провел в тюрьме. После суда, не нашедшего в действиях владыки состава преступления, его освободили. После этого случая епископ Иларион находился под пристальным вниманием ОГПУ. Вскоре он был отправлен в ссылку в Архангельск.

     В июне 1923 года срок ссылки окончился, и владыка получил разрешение выехать из Архангельска. 5 июля он уже был в Москве. К этому времени почти все московские храмы были захвачены обновленцами, и Сретенский монастырь не стал исключением — его заняли сторонники Антонина (Грановского). В этот же день, 5 июля, накануне праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери владыка отслужил в монастыре всенощную, предварительно совершив чин великого освящения храма, оскверненного обновленцами. Перед службой, обратившись к духовенству монастыря, святитель призвал их принародно покаяться в обновленчестве и противлении патриарху, в противоположном случае отказался допустить их до богослужения.

     Важной частью исповеднического служения владыки были диспуты, которые он вел с обновленцами и атеистами. Диспуты продолжались по четыре-пять часов и собирали полные залы. Потом в рассказах очевидцев услышанное расходилось по Москве и по всей России. ОГПУ внимательно следило и за этой стороной жизни владыки, о чем свидетельствуют отчеты наблюдавших за ним осведомителей. Особенно сильный интерес вызывали диспуты архиепископа Илариона с обновленческим женатым «епископом» Александром Введенским (считался блестящим оратором и проповедником) и наркомом просвещения А. В. Луначарским.

     15 ноября 1923 года владыка был вновь арестован. В лагере (на Соловках) владыка сохранил монашескую нестяжательность, детскую незлобивость и простоту. Он с легкостью отдавал все, что у него просили. Ни на какие оскорбления окружающих никогда не отвечал, казалось, даже не замечал их. Всегда был спокоен и бодр духом, и если даже что-то и тяготило его, он не показывал этого. Удивительным было отношение владыки Илариона к окружающим. Он одинаково спокойно и уважительно разговаривал и с собратьями-священнослужителями — архиереями и простыми монахами — и со студентами, и с профессорами, и с уголовниками, которых на Соловках было немало. В этом не было ничего показного: святитель умел распознавать образ Божий в любом человеке и люди отвечали ему на его доброту и милосердие искренним уважением и любовью.

     О чудовищной обстановке в лагере владыка писал: «Надо побыть в этой обстановке хотя немного, а так не опишешь. Это, воочию, сам сатана». Тем не менее даже здесь его укрепляли молитва и вера, и он не поддавался унынию, всегда был весел и бодр духом.

     Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона заканчивался. Однако власти не собирались выпускать его на волю, для них это было слишком опасно. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Илариона к трем годам ссылки в Казахстан. От Белого моря через всю страну владыка должен был проехать этапным порядком через все пересыльные —самые страшные — тюрьмы Советского Союза. На этапе владыка заболел тифом и 19 декабря был помещен в тюремную больницу, путь к которой он, почти теряя сознание, прошел пешком.

     За несколько минут до кончины к владыке подошел врач с известием, что кризис, по-видимому, миновал и теперь, вероятнее всего, надо ждать выздоровления. Святитель едва слышно ответил: «Как хорошо! Теперь мы далеко от…» — и с этими словами тихо скончался. Это было 28 декабря 1929 года…

     В 1998 году состоялось обретение мощей архиепископа Илариона, а 10 мая 1999 года они были перенесены в Москву, в Сретенский монастырь. В этот день состоялось прославление архиепископа Илариона как местночтимого святого Московской епархии. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас!

Тропарь священномученику Илариону (Троицкому), глас 4

Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкви Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людям верным возглашаше: без Церкви несть спасения.

Кондак священномученику Илариону (Троицкому), глас 6

Иларионе, священномучениче Христов, служителей грядущаго антихриста не убоялся еси, Христа мужески исповедал еси, за Церковь Божию живот твой положи. Красо новомученик Российских, Руси святыя похвало, ты Церкве нашея слава и утверждение.

Величание

Величаем тя, Святый священномучениче Иларионе, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Краткое жизнеописание блаженной Валентины

     Святая блаженная Валентина Минская была канонизирована Церковью, как местночтимая святая, 6 февраля 2006 года, — ровно через сорок лет после кончины. Но ещё при её земной жизни не зарастала тропа к маленькому домику в деревне Коски неподалёку от Койданова (ныне Дзержинска), в котором несла блаженная Валентина свой подвиг молитвы и смирения.

     Родилась блаженная Валентина 7 апреля 1888 года в семье священника, настоятеля Свято-Никольского храма села Станьково Минского уезда, протоиерея Феодора Чернявского. Мать Валентины, София Петровна Чернявская, была из священнической семьи, своими корнями восходящей к древнейшему православному роду князей Свирских. В благочестивой семье о. Феодора Чернявского кроме Валентины было ещё три дочери: Анна, Ксения и Ольга. Будучи ещё в малых летах, Валентина посадила рядом с отеческим домом ёлочку. Она выросла крестообразной и ныне является своеобразным путеуказателем для многочисленных паломников.

  В отроческом возрасте Валентина сподобилась беседовать со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который преподал ей благословение. Известно также, что семейство Чернявских состояло с ним в переписке.

  Получив образование в Минском женском духовном училище, Валентина сочеталась браком с коллежским советником Феодором Васильевичем Сулковским, который происходил из священнического рода. Сёстры же Валентины, Анна и Ксения, вышли замуж за священников.

 Вскоре наступили немирные времена и волна гонений обрушилась на Церковь и её служителей.

     Дом у Чернявских был отобран, а семья выселена в крохотный домик сторожа-истопника. Подверглись заточению священники – мужья сестёр Валентины, а в 1931 году подобная же участь постигла и её супруга Феодора Васильевича. Все они мученически погибли.

     Тяжкие жизненные обстоятельства, пережитые Валентиной с великой душевной болью, стали горнилом испытаний, в которых она крепла духом. В начале 30-х годов ХХ века тяжёлым телесным недугом она приковывается к одру болезни. Но по слову святого апостола Павла: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12,9) и Господь соделывает её своею избранницей для несения молитвенного подвига. Страдания не повергли её в отчаяние. Телесный недуг был воспринят ею, как призыв Господа следовать апостольскому наставлению: «…совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков…» (1 Тим. 2,1). И Господь даровал ей способность прозревать и духовно исправлять людей к ней приходящих.

     К лежачей старице несли заболевавших детей, просили помолиться, приходили за житейским и духовным советом. Она лежала на топчане в окружении святых икон и пребывала в непрестанной молитве. Пред иконами горели свечи и теплились огоньки лампад, было светло и днём, и ночью.

 Особенно почитала блаженная Валентина Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы.

 Всех входящих к ней в дом она осеняла особым деревянным крестом.

      Её рукоделием было делание цветов из бумаги и тесёмочек для крестов, а также плетение поясов из хлопчатых и льняных ниток. Всё это щедро раздавалось людям.

      Блаженная Валентина была не только смиренной молитвенницей, но и праведной обличительницей. Взор её очей был взором самой совести. В своём молитвенном подвиге она следовала словам псалмопевца Давида: «Помощь моя от Бога, спасающаго правые сердцем» (Пс. 7,11). Она помогала своей молитвой ко Господу тем людям, которые не просто искали чудес или телесного исцеления, но стремились найти истину, вступив на путь покаяния и исправления своей жизни. Матушка при жизни>>

      Более тридцати лет пребывала блаженная Валентина в телесной немощи и 6 февраля 1966 года, напутствуемая Святыми Христовыми Тайнами, — преставилась ко Господу.

     Погребена была угодница Божия неподалёку от того домика, где она подвизалась ради совершения своего молитвенного подвига, — на небольшом сельском кладбище деревни Крысово.

     Ещё при земной жизни, многим из своих посетителей, она говорила: «Я умру, но приходите ко мне, как к живой, и я вам помогу». Данное ею обещание любвеобильно исполняется по сей день: блаженная Валентина не оставляет в своих молитвах притекающих к её скромной могилке, которая вот уже много лет является местом паломничества и местом сугубой молитвы… Тишина и благость пребывают здесь. Каждый, кто здесь бывает, получает, по вере своей, духовное утешение в различных жизненных обстояниях, благодатную помощь и исцеление от болезней души и тела.

Святая блаженная Валентина, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 1-й:

От младенства восприявши веру Христову в сердце твое, / яко мудрая дева пронесла еси чрез все житие плоды ея, / темже и Христос дарова ти силу, / целити недуги немощствующих и колеблющихся. / Мы же, прославляюще тя, блаженная мати Валентино, вопием: / слава Давшему тебе крепость, / слава Прославльшему тя, // слава спасающему всех призывающих тя.

Кондак, глас 5-й:

Ходатаицей за немощствующих явилася еси, / на земли Минстей, блаженная Валентино, / в скорбех, бедах и напастех всех верных утешающи, / прозревающи болезни и недуги приходящих к тебе, / просим же и мы недостойнии, / твоего предстательства пред Престолом Всевышняго, // даровати нам мир и спасение душ наших.

Величание

Величаем тя, / святая блаженная мати наша Валентино, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.

Источник: Православие.ру, Блаженная Валентина Минская

 

версия для печати версия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *