Беседа недавнего клирика нашего храма священника Алексия Забелина с прихожанами храма.
Во Вьетнаме люди живут сегодняшним днем, не особенно задумываясь о завтрашнем. И богатые и бедные имеют много детей. Большинство вьетнамцев считают себя атеистами. В то же время, у них есть культ поклонения духам усопших родственников. Вьетнамцев часто называют азиатскими евреями. Они могут обмануть, но красть не будут. Хотя личные вещи и деньги лучше все-таки держать при себе. Что поражает при посещении этой страны, так это мотоциклы. Машин, практически, нет. Загазованность гораздо ниже, чем в городах России. Характерно такое поведение: если ты переходишь улицу, тебя не пропустят, но объедут…
Православная Церковь во Вьетнаме существует с 2002 года. Есть там замечательный староста. Он сотрудник совместного российско-вьетнамского нефтяного предприятия «Вьетсовпе́тро», на котором работает достаточно много российских специалистов. Эти люди не лишены религиозного чувства. Два-три раза в год они приглашают русского священника, оплачивают ему дорогу, проживание и питание, чтобы иметь возможность приступить к таинствам. Однажды, когда я прилетел во Вьетнам, ко мне пришел один из сотрудников совместного предприятия — водолаз. Он хотел крестить сына. Я стал беседовать с ним о христианской вере, чтобы понять в каком духовном состоянии находится этот человек. Он послушал и сказал: «Видимо, мы не готовы крестить. Может быть, когда вырастет, крестится сам.» Пришлось объяснять, что ребенок сам не выберет себе веру. Если он не умеет говорить на русском языке, его учат говорить на том русском, в контексте которого он живет. Если это язык подворотни, он овладеет этим языком. Если это язык семьи, он и в семье, будет нормально общаться, и выстраивать отношения в обществе сможет правильно. Соответственно, если в детстве не дать правильные религиозные ориентиры, то его обязательно научат другой религии… В результате, родители ребенка за одну ночь так подготовились к крещению, как другие не могут подготовиться за многие недели. Символ Веры они читали твердо, осознанно, громко и четко. А на следующий день этот водолаз впервые в жизни пришел на исповедь.
За границей люди часто оказываются не от хорошей жизни. Во Вьетнаме живет достаточно много русских семей. Некоторые более 10 лет.
Стоит отметить опыт миссионерской деятельности во Вьетнаме Католической Церкви. В 1615 году во Вьетнаме появились католические проповедники — иезуиты во главе с Александром Деродом. Прежде чем начать проповедь, они учили вьетнамский язык. Иезуиты устраивались на работу, целый день на равных трудились с местными жителями, а потом рассказывали им о Христе. В результате, сейчас во Вьетнаме около 9 -10% католиков. Хотя, на протяжении веков, католики терпели гонения, они много успели: перевели Священное Писание на вьетнамский язык, записав его латинским алфавитом. Нам, православным, осталось воспользоваться их трудами.
Вьетнам — мультирелигиозная страна. Основу составляет буддизм, смешанный с конфуцианством и даосизмом. Христианство говорит о человеке, как о личности. Человек может общаться с Богом, как с Личностью, только когда сам обрел лицо. А буддизм говорит, что человек должен отречься от своей личности, от своей свободы. И эта бессмысленность чувствуется даже в святых для буддистов местах. Вообще, в буддийском храме состояние какое-то тяжелое, гнетущее. Слово «капище» очень подходит для него.
Есть также во Вьетнаме индуисты и мусульмане. К сожалению, православный храм так и не был построен. Миссия Православной Церкви фактически отсутствует. Хотя возможности есть. Есть же, например, совместные предприятия. Проживает множество наших сограждан. Но есть и препятствия. Скажем, чтобы зарегистрировать общину на территории Вьетнама, необходимо иметь шесть тысяч последователей определенного вероучения. То есть, подразумевается, что проповедь уже состоялась… Но проповедовать религию, не входящую в число официальных, запрещено законодательством. Православие в число официальных религий не входит…
С 2002 года на территории закрытого русского района в городе Вунгтау, население которого составляет около 200 тысяч человек, действует русский приход. Домовая церковь находится в трехкомнатной квартире, переоборудованной под храм. За десять дней я служил шесть раз: четыре акафиста с вечерней и канонами, в субботу вечером — всенощное бдение, в воскресение утром — Литургию. На литургию там подают записки следующего содержания: «Александра, Марины — во Вьетнаме», «Александра, Тимофея — в море работают». Это настоящие записки. В этом случае священник и прихожане знают, за кого молятся. Каждый раз после службы мы с сотрудниками храма и прихожанами пили чай и общались. Очень там не хватает этого общения. Кто не мог прийти на службу, говорили: «Давайте сходим в ресторанчик, пообщаемся.» Пару вечеров прихожане складывались на ресторан, и там у нас проходили тематические беседы. За границей люди испытывают духовную жажду, ловят каждое слово, им ничего не надо доказывать. Приход — это их жизнь, они относятся к нему, как к чему-то своему, дорогому…
Был случай, когда туда приехал священник и служил всю Страстную седмицу. Сверху и снизу — жильцы. Над храмом проживает мусульманин Гафис, один из старожилов. Так совпало, что в тот год его день рождения попадал на Страстной Пяток. И он не хотел праздновать, пока не кончится служба. Друзья его уговаривали включить музыку, начать веселиться, но он отказывался, говоря: «Нет! Там внизу идет служба!»
Возможно, сейчас дело сдвинется с мертвой точки, будет построен полноценный храм, будет назначен священник. Если нет священника, нет и проповеди. Вся жизнь христианина строится вокруг церковных таинств. Как можно вести духовную жизнь, если нет исповеди и причастия?! Миссия во Вьетнаме возможна.
версия для печати