Мощи святых угодников

Преподобный Макарий Калязинский

Преподобный Макарий (в миру Матфей) родился в 1402 году в селе Гридкове (ныне Кожино), что в семи верстах от Кашина, в благочестивой семье боярина Василия Кожина и супруги его Ирины (память их почитается местно). В семь лет мальчик научился грамоте и на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, принимая близко к сердцу все прочитанное. Матфей мечтал о монашестве, но, повинуясь воле родителей, по достижении необходимого возраста женился на Елене Яхонтовой. Вступая в брак, молодые дали друг другу обет — если кто из супругов скончается первым, то второй, не заходя с кладбища домой, отправится в монастырь и пострижется в монахи. Через год умерли родители Матфея, а еще через два года умерла и Елена. Матфей исполнил обет — так он оказался в Николаевском Клобуковом монастыре, где около 1425 года выстроил себе маленькую деревянную келью, а на берегу Кашинки — монастырскую мельницу. По преданию, преподобный уединялся здесь для молитв.

Будучи благородного происхождения, святой Макарий смирял себя ниже всех, с любовью повиновался не только игумену, но и всяком брату, старшему и младшему, день после монастырских богослужений и послушаний проводил в чтении житий святых, а ночи — в пении псалмов. Но преподобный, имея склонность к истинному пустынножительству, желал совершенного отшельничества — житейский же шум Кашина долетал до Клобуковской обители, расположенной в непосредственной близости от города. В 1444 году преподобный Макарий исполнил свое заветное желание и, с благословения настоятеля, с семью другими подвижниками покинул монастырь, отправившись искать новое место в более уединенной пустыни. По преданию, от слез, которые он проливал по случаю ухода «вон» из Кашина, образовалась речка Вонжа, впадающая близ монастыря в Кашинку.

Пустынь, основанная преподобным, располагалась в красивом месте в лесу, между двух озер. Долго не соглашался святой принять сан игумена, но вынужден был уступить просьбам собравшейся вокруг него братии. Случались и скорби. Земля, на которой выросла обитель, принадлежала боярину Ивану Коляге, невзлюбившему преподобного Макария — боярин подозревал, что монахи покушаются на его владения. Он даже подумывал об убийстве святого, и тут же его настигла Божия кара — умерли его близкие, а сам боярин тяжко заболел. Готовясь к смерти, он раскаялся и, исповедовавшись святому, был прощен. Исцелившись, Иван Коляга подарил монастырю свои земли, а сам вступил в него простым иноком.

Так было положено начало Троицкому Калязинскому (по имени боярина Ивана Коляги) монастырю, устав которого отличался такой строгостью, что многие, не выдержав, уходили. Тогдашнему монастырскому благочинию и благолепию дивился старец Митрофан Бывальцев, проживший на Горе Афонской девять лет. «Напрасно трудился я, — сокрушался он, — и совершил такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря, Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно сыновьям Святой Горы».

Преподобный Макарий Калязинский, беседуя с преподобным Иосифом Волоколамским, так говорил о своей братии, вышедшей из стен Клобуковского монастыря: «Когда я пришел в это место, со мной пришли из Клобукова монастыря семь старцев. Все они были так совершенны в добродетелях и духовной жизни, что другие братья приходили к ним принимать наставления». Из этой среды вышли великие подвижники, и в их числе — преподобный Ефрем Перекомский (память 29 мая и 9 октября по новому стилю). Он основал впоследствии храм в честь Богоявления на острове, находившемся в устье реки Веренды. Для удобной доставки воды в монастырь святой прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской.

Преставился преподобный Макарий, игумен Калязинский, 17 марта 1483 года на 82-м году жизни. Его похоронили близ построенной им деревянной церкви, соорудив над могилой часовню. Когда деревянный храм обветшал, решено было возвести на его месте каменную церковь. Стали копать рвы под фундамент — и обрели гроб преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Поначалу преподобного Макария чтили местно. А на Соборе 1547 года он был канонизирован для общецерковного почитания.

Память преподобного Макария Калязинского совершается 30 марта, в день его кончины, и 8 июня — в день обретения святых мощей. Даты даны по новому стилю.

Великомученик Димитрий Солунский

Ро­ди­те­ли, тай­ные хри­сти­ане, кре­сти­ли Димитрия и на­ста­ви­ли в ве­ре. Отец его, рим­ский про­кон­сул, умер, ко­гда Ди­мит­рий до­стиг со­вер­шен­но­ле­тия. Им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ан Га­ле­рий, всту­пив­ший на пре­стол в 305 го­ду, на­зна­чил Ди­мит­рия на ме­сто от­ца вла­сти­те­лем и во­е­во­дой Фес­са­ло­ний­ской об­ла­сти. Глав­ной обя­зан­но­стью Ди­мит­рия бы­ло за­щи­щать свою об­ласть от внеш­них вра­гов, но им­пе­ра­тор по­тре­бо­вал от него так­же, чтобы он ис­треб­лял хри­сти­ан. Ди­мит­рий вме­сто это­го стал ис­ко­ре­нять язы­че­ские обы­чаи, а языч­ни­ков об­ра­щать к Хри­сто­вой ве­ре.

Ко­неч­но, им­пе­ра­то­ру вско­ре до­нес­ли, что про­кон­сул Ди­мит­рий – хри­сти­а­нин. Воз­вра­ща­ясь из по­хо­да про­тив сар­ма­тов (пле­мен, на­се­ляв­ших при­чер­но­мор­ские сте­пи), Мак­си­ми­ан оста­но­вил­ся в Со­лу­ни. Го­то­вясь к смер­ти, Ди­мит­рий раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, а сам пре­дал­ся мо­лит­ве и по­сту. Им­пе­ра­тор за­клю­чил про­кон­су­ла в тем­ни­цу и стал раз­вле­кать се­бя и жи­те­лей Со­лу­ни гла­ди­а­тор­ски­ми сра­же­ни­я­ми в цир­ке. Хри­сти­ан разыс­ки­ва­ли и та­щи­ли на аре­ну. Из­вест­ный сре­ди гла­ди­а­то­ров за­дор­ный Лий лег­ко одоле­вал крот­ких хри­сти­ан в сра­же­нии и при ли­ко­ва­нии озве­рев­шей тол­пы сбра­сы­вал их на ко­пья во­и­нов.

Юно­ша Нестор, из хри­сти­ан, на­ве­стил Ди­мит­рия в тем­ни­це, и Ди­мит­рий бла­го­сло­вил его на еди­но­бор­ство с Ли­ем. Укреп­ля­е­мый Бо­гом, Нестор одо­лел гор­до­го гла­ди­а­то­ра и бро­сил его на ко­пья во­и­нов. Несто­ра долж­ны бы­ли на­гра­дить как по­бе­ди­те­ля, но вме­сто это­го его каз­ни­ли как хри­сти­а­ни­на.

По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра тем­нич­ная стра­жа прон­зи­ла Ди­мит­рия ко­пья­ми в 306 го­ду. Те­ло ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия вы­бро­си­ли на съе­де­ние зве­рям, но со­лу­няне тай­но пре­да­ли его зем­ле. Слу­га Ди­мит­рия Лупп взял кро­ва­вую ри­зу и пер­стень му­че­ни­ка и на­чал ими ис­це­лять недуж­ных. Его то­же каз­ни­ли. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (324–337 гг.) над мо­ги­лой ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия воз­двиг­ли храм, а через сто лет бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи. При гро­бе ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия со­вер­ша­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Мав­ри­кия ава­ры, жив­шие на До­ну, оса­ди­ли го­род Со­лунь. Свя­той Ди­мит­рий явил­ся на го­род­ской стене, и 100-ты­сяч­ное вой­ско оса­ждав­ших об­ра­ти­лось в бег­ство. В дру­гой раз свя­той спас го­род от го­ло­да. Жи­тие свя­то­го Ди­мит­рия по­вест­ву­ет, что он осво­бож­дал плен­ных от ига невер­ных и по­мо­гал им до­стиг­нуть Со­лу­ни.

С VII ве­ка при ра­ке свя­то­го Ди­мит­рия на­ча­ло ис­те­кать бла­го­вон­ное и чу­до­твор­ное ми­ро, о чем пи­са­ли совре­мен­ни­ки. В XIV ве­ке Ди­мит­рий Хри­зо­лог пи­сал о нем: ми­ро «по свой­ству сво­е­му не во­да, но гу­ще ее и не по­хо­же ни на од­но из из­вест­ных нам ве­ществ… Оно уди­ви­тель­нее всех бла­го­во­ний не толь­ко ис­кус­ствен­ных, но и по есте­ству со­здан­ных Бо­гом». По этой при­чине ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия на­име­но­ва­ли Ми­ро­то­чи­вым.

Святитель Лаврентий Туровский

 

Доподлинно известно, что именно святой Лаврентий стал в 1184 году преемником святителя Кирилла на Туровской кафедре. Удивляет умолчание об этом периоде жизни святого его жизнеописателем — автором жития, которое вошло в состав Киево-Печерского Патерика и откуда фактически без изменений оно было взято епископом Димитрием Ростовским для книги житий святых, а также и описание святого Лаврентия в иконописном «Подлиннике»: «надсед, брада, аки Богословля раздвоилася, клобук на плечах, риза преподобническая, бос». Прежде чем пытаться разрешить эту загадку, попытаемся восстановить хотя бы основные этапы жизни святителя Лаврентия Туровского на основании тех фактов, о которых повествует агиограф и о которых немногословно сообщают русские летописцы. 

Как и в большинстве подобных случаев, невозможно установить ни времени, ни места рождения святого, ни его имени в миру. Можно лишь высказать догадку, что родился он приблизительно в 30-е годы XII века, возможно, в самом Турове либо его окрестностях. Не исключено, что первые аскетические опыты он творил в одном из местных монастырей, скорее всего в Борисоглебском. Однако в более или менее совершенном возрасте, уже во второй половине столетия, он, желая больших подвигов аскезы, направился во святые пределы Киевской Лавры, где и «дерзнул, словно добрый воин Христов, наедине бороться с ополчающимся врагом душепагубным, и возжелал в затворе молиться Богу». Но, испросив благословения на этот подвиг у игумена, он получил категорический отказ: в стенах монастыря еще слишком свежа была память о затворниках Иоакиме и Никите, которые не устояли перед искушением бесовским; сражаясь с лукавым врагом в одиночку, они были обмануты диаволом, ибо в ангельском обличий в видении явился им искуситель. Запрет игумена не остудил, однако, намерения Лаврентия, которого Господь уверил в его силе противостоять вражеским козням, и он удалился от Пещер и затворился в келии соседнего монастыря Святого Великомученика Димитрия Солунского. 

Чтобы понять причины, побудившие Лаврентия искать исполнения своих намерений в Димитриевой обители, следует вкратце вспомнить ее историю. 

Основанный Великим князем Изяславом-Димитрием 1051-1055 годах, монастырь этот переходил как «отний» к потомкам — князьям Туровским, наследникам Великого князя Святополка, бывшего началодержца Туровского. Именно в нём были похоронены туровские властители и вообще потомки Изяслава, например, в 1087 году — Ярополк. Этот князь  собирался воздвигнуть во ограде Димитриева монастыря церковь Святого Петра недалеко от возведенного его отцом храма во имя тезоименитого ему великомученика, но, вероятно не успел дождаться конца строительства. В то время как сам Ярополк поддерживал вкладами Димитриев монастырь, его дочь Анастасия, жена Глеба Минского, делала значительные жертвования Печерским инокам, и после ее смерти, словно прибавляя к ее дарам и этот храм, построенный дедом Анастасии, в 1128 году «в Печерском монастыре монахи церковь Святого Димитрия перенесли, именовали с великим грехом и неправдою (во имя — A.M.) Святого Петра» (В. Н. Татищев. Цит. соч. Т.2. Стр. 140). Уже во второй половине XII столетия храм этот вместе с монастырем вернул прежнее имя и вновь получил самостоятельность. 

Возможно, туровское происхождение святого Лаврентия вкупе с осознанием того, что Димитриевский настоятель еще раз подчеркивая независимость своей обители, даст благословение на недозволенный в Лавре подвиг, повлияло на решение настойчивого в своей духовной брани Лаврентия отойти от святых Пещер. 

Восприняв таким образом в новой обители «подвижнейший подвиг» затвора, Лаврентий «начал весьма подвижнически жить, и о спасении своем великое тщание иметь, с каждым днем на большие труды простираясь, умерщвляя все страсти похотные гладом воздержания и посекая их мечом духовным — гласом молитвы, а лукавого огненные стрелы водою слез погашая». За столь благочестивое житие Господь наделил Лаврентия даром чудотворных исцелений, силою изгонять бесов. Однажды дар этот проявился особенно ярко. 

К святому был принесен некий киевлянин, одержимый бесами, и Лаврентий, «желая, чтобы прославлена была благодать отечества своего духовного — Печерского святого монастыря, повелел того человека туда вести». Однако бес не смел приблизиться ко святому месту ради праведников, которые там подвизались, ибо, как сказал демон, «в монастыре тридцать живет черноризцев, которых боюсь; с прочими же борюсь». Когда же было решено оставить того бесноватого в пещерах, бес промолвил: «Какая польза мне с мертвыми бороться, ибо они мне большее дерзновение имеют к Богу молиться о своих черноризцах и о приходящих к ним. Но если хотите сражение мое видеть, ведите меня в монастырь, когда не будет там этих тридцати; с прочими всеми бороться могу». На вопрос святого Лаврентия бес назвал тридцать имен благочестивых монахов, которые могли бы словом единым изгнать его; эти же имена назвал затем и бывший бесноватый, рассказав, что он был исцелен после того, как встретила его Приснодева, такая же образом, как на чудотворной иконе, с тридцатью названными братиями – апостолами Богородицы, как образно назывались насельники Киевской Лавры. 

Далее в сказании о Лаврентии говорится лишь то, что, «различных добродетелей своих равноангельских многие образы в монастыре Изяславлем оставив, возвратился вновь в Печерский святой монастырь, и по кончине своей богоугодной … положен честно в пещере, где доныне чудотворные его мощи пребывают нетленны». 

Остается выяснить, сознательно или случайно, сосредоточив внимание на одном лишь чуде святого Лаврентия, автор повествования выпустил из него рассказ о последовавшем туровском периоде жизни чудотворца. Между тем, агиограф не мог не знать о нем. В том же Печерском Патерике, в «Послании Симона к Поликарпу» говорятся, что из иноков Лавры Илларион стал Киевским митрополитом, а после него, среди прочих епископов, рукоположенных из числа братии Лавры, упоминается и Лаврентий, поставленный в епархию Туровскую. Кроме того, доподлинно известно, что 23 февраля 1184 года святой Лаврентий в сане епископа присутствовал на посвящении во игумена Печерского «попа Василия со Щековицы», на кандидатуре которого «после смятения великого и едва согласившись» остановилась братия монастыря, причем вероятно, что Лаврентий был приглашен в качестве судьи как бывший насельник этой обители и как лицо незаинтересованное и непредвзятое. 

Все это, однако, не объясняет главного: почему в житии ничего не сказано о епископском служении Лаврентия? Разгадку, думается, следует искать в самом повествовании. У нас сложилось впечатление, что в сказании о святом Лаврентии есть определенная нелогичность: с одной стороны, он вынужден (либо его принуждают) перейти в соседний монастырь, а с другой — Лаврентий являет чудо исцеления именно в Печерской Лавре. Наконец, дни свои он заканчивает в обители Святого Димитрия, но похоронен вновь-таки в Киевских Пещерах. Может быть, вначале повествование о святом Лаврентии было написано в Димитриевом монастыре, но поскольку в нем говорится о бывшем печерянине, а чудотворение произошло также в Лавре, — составитель Патерика внес в него и это сказание, предварительно подвергнув его некоей обработке, в результате которой и могло быть опущено упоминание о епископстве сего затворника. Возможно также, что умолчание о туровском периоде жизни святого Лаврентия связано с неизвестной страницей в истории самой епархии: не исключено, что, как это бывало и раньше, она при епископе Лаврентии вновь прервала свое существование, тем более, что с этого времени о ней нет никаких сведений до 1345 года, имена ее иерархов не упоминаются до 1390 года, и в этом же столетии кафедра переносится из Турова в Пинск. 

Неоднозначным также может быть и ответ на вопрос о том, где скончался святитель Лаврентий. Если предположить, что он преставился в сане епископа, то местное предание о том, как на кладбище при Борисоглебском монастыре были найдены и после перенесены в Антониеву пещеру нетленные мощи святого затворника приобретает особый смысл. Если же доверять сведениям изложенным в Патерике, то можно предположить, что, как и в случае своего предшественника на Туровской кафедре, святитель Лаврентий сложил с себя добровольно либо по принуждению святительский сан и действительно завершил полноту дней своих затворником Димитриева монастыря. 

К сожалению, нельзя наверняка назвать день кончины святого Лаврентия. Его память празднуется 29 февраля и, вероятно, именно эта дата была днем его преставления. Впрочем, архиепископ Сергий во втором томе «Полного месяцеслова Востока» называет также и дату 10 мая. Судя по раннему времени написания повествования о чудотворении, святой Лаврентий стал местно почитаться вскоре после своей кончины, но точное время начала его почитания назвать невозможно. В рукописных святцах XVII века святой Лаврентий назван первым среди погребенных в Киевской Пещере. В девятой песни, втором тропаре канона Печерским отцам молятся и святителю Лаврентию Туровскому.

Память: 29 января/11 февраля 

Преподобный Александр Свирский 

(1448–1533)

Дни памяти: 30 апреля, 12 сентября

На пути к монашеству

Преподобный Александр Свирский появился на свет 28 июня 1448 года, в селе Мандере Олонецкой губернии. Родители преподобного, Стефан и Васса, были глубоко верующими людьми. Долгое время они не имели детей и лишь когда достигли зрелого возраста, Бог, в ответ на сердечные молитвы, даровал им долгожданное дитя. Сына назвали Амосом, в честь ветхозаветного библейского пророка.

Родители питали к Амосу самые нежные чувства, однако не забывали и об ответственности перед Богом за его воспитание. Когда ребенок подрос, его определили для обучения грамоте к опытному наставнику. Поначалу учёба не давалась ему. И Амос много молился о ниспослании помощи. Бог услышал его, просветил его разум. Со временем, благодаря благодатной поддержке и, конечно же, личному усердию, Амос стал значительно превосходить своих ровесников знаниями и благочестием.

От мирской суеты он отгораживался аскетическим деланием и молитвой. С юности изнурял свою плоть воздержанием, постами, бдением. Васса, с любовью и материнским переживанием, просила сына не подвергать себя столь тяжелым упражнениям. Он же её успокаивал, отвечая, что воздержание приятно ему.

По достижении Амосом брачного возраста родители хотели было устроить его личную жизнь: они желали, чтобы их сын создал семью. Но Амос всячески уклонялся. Сердце влекло его на монашеский путь.

Однажды Промысл Божий свёл его с Валаамскими иноками, прибывшими в его селение по нуждам монастыря. Они рассказали ему о Валаамской обители, говорили и об иночестве вообще. От этих тёплых рассказов его сердце воспламенилось и он стал упрашивать иноков взять его с собой. Но те отвечали, что не вправе без благословения настоятеля брать с собой детей без родительского изволения. Между тем один старец посоветовал Амосу не тянуть с исполнением желания, пока диавол не наполнил его сердце плевелами.

Когда Амос окончательно решился отправиться на Валаам, он помолился перед дорогой и тайно покинул родительский дом. Во время ночлега, на берегу красивого озера, находясь в полусне, он вдруг услышал таинственный голос. Взывавший к нему благословил его путь и возвестил, что однажды здесь будет воздвигнута обитель. Согласно преданию, Господь также послал ему ангела в образе путника, который довёл его до монастырских ворот.

Монашеский подвиг

По времени прохождения искуса, Амос, в возрасте двадцати шести лет, принял монашеский постриг и получил новое имя – Александр. Какое-то время спустя, после ухода Амоса из дома, отец, получил о нём весть и отыскал его в монастыре. Увидев в сыне изможденного подвигами, но возмужавшего и окрепшего духом подвижника, он излился слезами, но тот нашёл слова утешения и ободрил его.

Проведя в обители 13 лет, Александр стал искать для себя уединенного, отшельнического жительства. Старец же, полагая, что ещё не пришло время, до поры удерживал его. Но вскоре, при вмешательстве Божьем, Александр получил желанное благословение и удалился в смирении на Рощинское озеро. Шёл 1486 год.

На расстоянии семи верст от Свири, в непроходимом лесу, он заложил и построил себе скромную келью. Здесь, на безлюдье, в полном безмолвии, жил он суровой аскетической жизнью. Помимо физических трудностей, много хлопот доставляли ему падшие духи, досаждавшие искушениями и страхованиями, желая скорее изгнать святого угодника прочь.

Как-то раз, занимаясь охотой, к жилищу преподобного вышел боярин Завалишин, совершенно не ожидавший встретить в этом глухом уголке леса монаха-отшельника. Испугавшись, он было подумал, что перед ним – привидение, а потом, успокоившись, вступил с преподобным в беседу и упросил рассказать его о своей жизни.

Александр Свирский, взяв с боярина обещание никому не сказывать о нём, выполнил просьбу. При этом святой поведал, что за семь лет пребывания здесь он не видел людей и ни разу не ел даже хлеба, но только траву, а случалось – и землю. Ещё он рассказал, как, когда от такой пищи у него заболел желудок и ему стало невмоготу, ему явился некто светлый и исцелил от болезни, добавив: «не согрешай, работай Господу!».

С тех пор изумленный боярин стал доставлять подвижнику потребное для его существования.

Основание монастыря. Игуменство

Со временем к святому стали подтягиваться люди, искавшие безмолвия, но главное – спасения души. Постепенно людей становилось всё больше. Братия вместе трудились, сообща возделывали землю, чтобы питаться плодами своего труда. Поначалу отшельники жили раздельно, но впоследствии, по внушению свыше, определились строить монастырь.

Однажды святой удостоился явления Пресвятой Троицы, в чём-то подобного тому явлению, которого сподобился Авраам. Тогда же он услышал владычное повеление о воздвижении храма Святой Троицы. Потом представший пред ним ангел небесный указал место, где следует построить этот храм.

Приблизительно в 1508 году преподобный Александр Свирский принял священство и должность игумена. Поначалу, несмотря на уговоры со стороны братии, он, по смирению, уклонялся. Но затем в дело вмешался Новгородский епископ Серапион. Возглавив обитель, преподобный не утратил монашеской скромности, носил ветхие одежды, продолжал выполнять самые трудные и даже черные работы. Рассказывают, что незнакомые лично с отцом Александром при встрече не могли даже предположить, что перед ними – известный игумен.

Существует предание, что однажды святого встретил рыбак, направлявшийся в обитель к игумену. Рыбак не знал отца Александра в лицо и преподобный стал говорить о себе, что игумен – блудник и пьяница, на что рыбак ему возразил. Тогда же он рассказал преподобному и о цели визита. Оказалось, что однажды, поймав большого осетра, он продал его без согласования с судьёй и с тех пор терпит от него притеснения. Святой посоветовал рыбаку забросить сеть, поймать такого же осетра и отнести судье. Рыбак ответил, что и рад бы, да это невозможно, но всё же закинул свой невод и, к немалому удивлению, вытащил осетра…

Вслед за деревянною церковью братия построили мельницу, воздвигли каменный храм, на том самом месте, на которое указал Божий ангел (каменщиков для строительства прислал великий князь; он же пожертвовал на строительство внушительную сумму).

Постепенно обитель приобретала всё большую и большую известность. Количество приходящих росло. Одно время братия роптали на своего игумена, мол, зачем он так сильно расширяет обитель. Между тем многие нуждались в утешении, советах и благословении. И преподобный старался никого не оставлять без надлежащего внимания.

Многие жертвовали на нужды монастыря, каждый из них вносил свою лепту. Однако не всякое пожертвование было угодно игумену. Однажды он отверг подношение некоего поселянина Григория, сказав ему, что рука его смердит, ведь он бил свою мать. Обескураженный таким вразумлением, Григорий спросил, что ему делать и получил наставление.

В последний период земной жизни святого Александра Свирского был воздвигнут ещё один каменный храм, во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого преподобный был утешен видением Божьей Матери с Младенцем в окружении ангельских воинств. Пав перед Нею как раб пред Небесной Царицей, он услышал обетование, что над этой обителью не оскудеет Её благотворный покров, и что обитель будет приумножаться спасающимися. Свидетелем чуда был и его ученик, Афанасий, лежавший при этом как мертвый.

Милостью Божьей преподобный дожил до глубокой старости. Незадолго до смерти он выбрал в кандидаты на игуменство четырех благочестивых монахов, с тем, чтобы святитель Макарий назначил из них наиболее достойного. В завещании братиям он указал, что казны не осталось, всё пошло на строительство храмов и содержание монастыря. Вместе с тем он молился о них Богородице и Богу.

30 августа 1533 года святой оставил земную храмину и отошел ко Господу. Его тело было погребено возле обители. Нетленные мощи преподобного ныне хранятся в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре.

Преподобная Александра Дивеевская

Дни памяти: 15 сентября  (переходящая) – Собор Нижегородских святых, 26 июня, 27 июня – Собор Дивеевских святых

Пре­по­доб­ная Алек­сандра в ми­ре зва­лась Ага­фия Се­ме­нов­на. Про­ис­хо­ди­ла она из ста­рин­но­го ря­зан­ско­го ро­да дво­рян Сте­па­но­вых, из­вест­но­го с се­ре­ди­ны XVI ве­ка. Ро­ди­лась в бла­го­че­сти­вой се­мье Си­мео­на и Па­рас­ке­вы в кон­це 1720-х – на­ча­ле 1730-х го­дов. Отец ра­но умер, и мать са­ма вос­пи­ты­ва­ла ее в ду­хе бла­го­че­стия. Прас­ко­вья Ан­дре­ев­на в юных го­дах вы­да­ла Ага­фию за сы­на со­се­дей-по­ме­щи­ков Мель­гу­но­вых. Яков Мель­гу­нов слу­жил пра­пор­щи­ком в Му­ром­ском пе­хот­ном пол­ку. Ага­фия Се­ме­нов­на недол­го бы­ла за­му­жем. Ее су­пруг ра­но скон­чал­ся (око­ло 1755–56 г.), оста­вив ее с ма­лень­кой до­че­рью на ру­ках. Имея об­шир­ные по­ме­стья и 700 душ кре­стьян, об­ла­дая боль­шим ка­пи­та­лом и бу­дучи в мо­ло­до­сти при­ят­ной на­руж­но­сти и яс­но­го ума, Ага­фия Се­ме­нов­на вы­бра­ла путь слу­же­ния Бо­гу.

По при­ме­ру же­ны род­но­го дя­ди её му­жа, ко­то­рая ов­до­вев, при­ня­ла мо­на­ше­ство в Ря­зан­ском Бо­го­яв­лен­ском мо­на­сты­ре, Ага­фия Се­ме­нов­на со сво­ей до­че­рью от­пра­ви­лась в Ки­ев и по бла­го­сло­ве­нию стар­цев по­сту­пи­ла в Ки­е­во-Фло­ров­ский мо­на­стырь.

Од­на­жды ма­туш­ка Алек­сандра спо­до­би­лась ви­деть Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу и слы­шать от Нее та­кие сло­ва: «Это Я, Гос­по­жа и Вла­ды­чи­ца твоя, Ко­то­рой ты все­гда мо­лишь­ся. Я при­шла воз­ве­стить те­бе во­лю Мою: так те­бе ныне гла­го­лю: иди в зем­лю, ко­то­рую Я по­ка­жу те­бе. Иди на се­вер Рос­сии и об­хо­ди все ве­ли­ко­рус­ские ме­ста свя­тых оби­те­лей Мо­их, и бу­дет ме­сто, где Я ука­жу те­бе окон­чить бо­го­угод­ную жизнь, и про­слав­лю Имя Мое там, ибо в ме­сте жи­тель­ства тво­е­го Я ос­ную оби­тель ве­ли­кую Мою, на ко­то­рую низ­ве­ду все бла­го­сло­ве­ния Бо­жии и Мои, со всех трех жре­би­ев Мо­их на зем­ле: Иве­рии, Афо­на и Ки­е­ва. Иди же в путь твой, и бла­го­дать Бо­жия непре­стан­но да бу­дут с то­бою!» Оч­нув­шись, мать Алек­сандра со­об­щи­ла о ви­де­нии сво­е­му ду­хов­но­му от­цу, за­тем дру­гим от­цам Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Мать Алек­сандра про­си­ла их разо­брать, что за ви­де­ния удо­сто­и­лась она. Но свя­тые стар­цы еди­но­глас­но ре­ши­ли, что ви­де­ние Ца­ри­цы Небес­ной бы­ло ис­тин­ное и что мать Алек­сандра удо­сто­и­лась быть из­бран­ни­цей Бо­жи­ей Ма­те­ри во все­лен­ной. Стар­цы по­со­ве­то­ва­ли ма­те­ри Алек­сан­дре скрыть свое по­стри­же­ние и под преж­ним име­нем вдо­вы-под­по­ру­чи­цы Ага­фии Се­ме­нов­ны Мель­гу­но­вой пу­стить­ся в путь, ука­зан­ный ей Бо­го­ма­те­рью. Све­де­ния о том, где и сколь­ко вре­ме­ни стран­ство­ва­ла мать Алек­сандра, утра­ти­лись с го­да­ми.

Преподобный Григорий Печерский

Дни памяти: 11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах, 21 января, 15 марта  (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов.

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий был по­стри­жен в ино­че­ство в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре при пре­по­доб­ном Фе­о­до­сии († 1074; па­мять 3 мая). Мно­го вре­ме­ни свя­той уде­лял чте­нию книг, ко­то­рые бы­ли един­ствен­ным его до­сто­я­ни­ем. Пре­по­доб­ный умел вра­зум­лять по­хи­ти­те­лей. Несколь­ко раз к нему в кел­лию и в сад про­би­ра­лись гра­би­те­ли, но свя­той крот­ко вра­зум­лял их; во­ры рас­ка­и­ва­лись, ис­прав­ля­лись и на­чи­на­ли с тех пор ве­сти чест­ную жизнь. Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный шел к Дне­пру за во­дой, от­ро­ки от­прав­ляв­ше­го­ся в по­ход кня­зя Ро­сти­сла­ва, уви­дев стар­ца, на­ча­ли сме­ять­ся над ним и гру­бо ру­гать его. Свя­той от­ве­тил им: «Де­ти, вам над­ле­жа­ло бы со­кру­шать­ся и про­сить у всех мо­литв, ибо над ва­ми уже ре­шен суд Бо­жий. Вы все вме­сте с ва­шим кня­зем най­де­те смерть в во­де». По при­ка­зу раз­гне­ван­но­го кня­зя Ро­сти­сла­ва пре­по­доб­ный был свя­зан по ру­кам и но­гам и с кам­нем на шее утоп­лен в Дне­пре. Од­на­ко пред­ска­за­ние его сбы­лось. Ро­сти­слав не вер­нул­ся из по­хо­да. В том же 1093 го­ду два­дца­ти­лет­ний князь на гла­зах у сво­е­го бра­та, Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, уто­нул, спа­са­ясь бег­ством от по­лов­цев.

Неко­то­рые ис­точ­ни­ки отож­деств­ля­ют свя­то­го Гри­го­рия с пре­по­доб­ным Гри­го­ри­ем, твор­цом ка­но­нов рав­ноап­о­столь­но­му кня­зю Вла­ди­ми­ру, пре­по­доб­но­му Фе­о­до­сию и свя­тым му­че­ни­кам Бо­ри­су и Гле­бу. Но пре­по­доб­ный Гри­го­рий, тво­рец ка­но­нов, жил поз­же и пре­ста­вил­ся око­ло 1120 го­да. Пре­по­доб­ный Гри­го­рий чу­до­тво­рец скон­чал­ся в 1093 го­ду и по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах. Па­мять ему так­же 28 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

версия для печати версия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *