«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).
Крещение — это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»(Ин. 3, 5).
Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение — это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия — Благодать. Как и другие таинства, крещение установлено Богом. Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.
Плодом крещения человека должно быть то, что он перестает жить греховной жизнью, жить только для себя, и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни.
Необходимым условием принятия этого Великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до крещения. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
И обещавшего таковым: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин.15;10).
Видимым плодом присоединения человека к Церкви является не только перемена мировоззрения, но и сознательное вхождение в церковную жизнь, участие в ее Таинствах и прежде всего — в святой Евхаристии. Важнейшим следующим шагом для крещеного человека является активная духовная и нравственная жизнь, молитва и дела любви: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак.3:19-20)
В Таинстве Евхаристии (Причастия) происходит восстановление того единства между Богом и человеком, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю.
Причастие есть благодатное приобщение души к Богу и к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего рождения в Таинстве Крещения. И как плотью человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно.
О КРЕЩЕНИИ ДЕТЕЙ И ОБЯЗАННОСТИ
ВОСПРИЕМНИКОВ
В крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»),
С родителями и восприемниками крещаемых детей, фактически не участвующими в благодатной жизни Церкви, в нашем храме проводятся разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и необходимости самим жить полноценной церковной жизнью и воспитывать в вере детей.
Главные критерии способности православного христианина стать восприемником:
- реальное желание и способность к воспитанию ребенка в православной вере, благочестии и чистоте,
- воцерковленность (опыт церковной жизни), ибо только такой человек может стать хорошим крестным.
Не могут быть восприемниками («крестными родителями»):
- совершенно несведущие в православной вере, номинальные православные христиане, принадлежащие Церкви только в силу своего Крещения,
- не имеющие опыта церковной жизни (не участвующие в Таинствах Исповеди и Причащения в течении нескольких лет, не имеющие молитвенной жизни и не знающие основ православной веры),
- лица, проживающие в удалении от семьи крещаемого младенца и не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка,
- родители крещаемого,
- монашествующие,
- малолетние. Восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы,
- потерявшие рассудок,
- преступники и явные грешники
Крестный, восприемник-это тот, кто обещает помогать родителям воспитывать ребенка в чистоте жизни и православной веры.
Не допускается избрание в качестве восприемника православному ребенку христианина другого исповедания.
Так называемое «заочное восприемничество» не имеет никаких церковных оснований и находится в противоречии со всем смыслом института восприемничества. Духовная связь между восприемником и воспринятым им младенцем рождается из участия в Таинстве Крещения, и это участие, а не канцелярская запись в метрической книге, возлагает на него обязанности по отношению к воспринятому.
При «заочном восприемничестве» «восприемник» в Таинстве Крещения не принимает участия и никого он не воспринимает из крещальной купели. Поэтому никакой духовной связи между ним и крещенным младенцем не может быть: фактически последний остается без восприемника. В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и, соответственно, между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, что является препятствием к их браку.
Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV в. Из постановления Свят. Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и именно женщина — для женского пола). Что касается второго восприемника, то он не создает никакого духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого с богословской точки зрения считается возможным.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, может ли беременная женщина стать крестной матерью для девочки? Благодарю заранее!
Добрый день, может, конечно
Добрый день, можно ли фотографировать на крещении?
Добрый день, да, можно