Неделя 20-я по Пятидесятнице

Евангелие от Луки, глава 16

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы с вами в очередной раз услышали строгое и в каком-то смысле жесткое евангельское слово, эту евангельскую притчу о богаче и Лазаре. Каждый из нас ее прекрасно знает во всех ее гранях. Но это не означает того, что нам не стоит вновь и вновь напоминать себе о тех ключевых для нашего спасения смыслах, которые Господь через эту притчу нам с вами передает. Иногда так может казаться, когда мы слушаем эти слова, что они не в полной мере имеют отношения к нам. Потому что богачей в том евангельском смысле, который приводит Спаситель, среди нас нет. Ну или скорее всего нет, большая часть из нас не относится к классу богатых людей. И поэтому нам кажется, что и все то, что делается у этого богача в связи с его жизнью и дальнейшими событиями после смерти, к нам не имеет какого-то прямого отношения. Однако, все же попробуем одеть на себя эти порфиру и виссон, которыми сегодня облачается этот богач. Попробуем сесть за его торжественный вечерний стол, разделить с ним трапезу, почувствовать себя таким же богатым человеком.

Ничего плохого на самом деле, как мы видим, в этом богаче нет. Господь его ни за что в этой сегодняшней притче не осуждает. В отличие от других притч о богатых, в которых Господь самым прямым образом осуждает стремление человека к богатству. Здесь все же мы видим некоторого весьма обеспеченного человека, который живет той жизнью, которая у него есть — он богат и тратит это свое богатство. Он облачается в порфиру и виссон, т.е. в богатые, расшитые золотом и драгоценными камнями одежды. Он тратит много денег на то, чтобы есть и пить, на свой стол. Он тратит деньги на себя. И вот это, собственно говоря, главная проблема богача. Человек, который сегодня предстоит перед нами, в первую очередь обращает внимание на себя, на свою жизнь, на свое внутреннее и внешнее состояние. Он печется о себе, а не о ком-то другом. И вот это очень похоже на то, чем занимается каждый из нас по большей части. И в этом смысле каждый из нас является таким вот евангельским богачом. Мы все заботимся в первую очередь о себе. Не важно, сколько у нас денег в кармане, важно, что мы тратим свои ресурсы, свои возможности, свои деньги, свои силы на себя. И таким образом мы создаем вот этот вот круг эгоизма, круг самолюбия вокруг себя. Это очень свойственно каждому человеку. Я думаю, что каждый из нас может себя в этом укорить.

Ну а что же помимо этого богача, занятого самим собой, мы видим дальше. Видим дальше человека, которого притча именует в отличие от богача, по имени — Лазарем. Он сидит и пытается что-то такое себе ухватить, чтобы поесть.Здесь важно видеть систему их отношений, этого безымянного богача с поименованным бедняком Лазарем. Лазарь сидит около дома богача, но богач не проявляет к нему никакого внимания. Он его не замечает. И вот здесь открывается самое главное, что есть в это притче. Мы в своем самолюбии, в своей заботе о себе, в своем попечении о своем состоянии и попытках все время улучшать свою жизнь не замечаем того человека, который находится рядом с нами. Нам так кажется часто, что мы должны в своей жизни успеть сделать все для себя. Заглянем в свое сердце и увидим, как много там внимания, заботы, усилий по отношению к самому себе. И как мало там внимания и заботы по отношению к другому человеку.

Когда этот богач умер при этом, он, как мы видим, в своем мучении увидел Лазаря. То есть богач ведь знал этого Лазаря. Он говорит Аврааму: «Смотри, Авраам, вон там тот Лазарь, который у меня ошивался под забором каждый день. Я же ведь его знаю». Он тогда, когда умер, его вспомнил. Но у него не было времени, возможности, сил на протяжении всей своей жизни заметить, сделать что-то для того человека, который, несомненно, в этой помощи, в его заботе нуждался. Евангельская притча нам сегодня не говорит о том, что он должен был бы сделать что-то для этого Лазаря. Но это несомненно так. Тот человек, который не просто имеет что-то, но и имеет какие-то излишки, должен этим делиться с другим человеком.

Итак, получается, что по отношению ко мне есть некий ближний, которого я не замечаю, но который, несомненно, присутствует в моей жизни. Если бы это просто была какая-то ситуация, которую я не вижу, которую я не понимаю, некий человек стоит за моей спиной, нужды и потребности которого я не знаю, то какой был бы тогда с меня спрос, какой был бы у меня грех. Но я знаю по имени этого Лазаря. Я знаю точно, что рядом со мной есть человек, который нуждается в моей помощи и участии.

У богача нет собственного имени и это тоже о многом говорит. Наш эгоизм, наше самолюбие, наше превозношение самого себя уничтожает нашу личность. Как ни странно, когда мы делаем усилие над тем, чтобы себя самого возвеличить и себе самому сделать хорошо, мы свою личность, свой Богом зданный образ никак не возвеличиваем, никак не улучшаем. Парадоксально, что только тогда, когда мы начинаем самим собой делиться с ближним, только тогда возникает эта самая индивидуальность, тогда раскрывается в дивных красках наша личность, когда мы можем личность другого человека увидеть, заметить и начать обращаться к ней. Это, казалось бы, какие-то общие слова, но этот ближний ведь совсем не только и не обязательно некий нищий, который сидит под нашей дверью или дверью храма и которому мы подаем 50 рублей. Несложно каждому из нас отдать из кошелька 50 рублей нищему, но он нам совсем не ближний. Т.е. в широком смысле слова и он нам является ближним, но по-настоящему наши ближние — это наша семья. И вот как нам сложно увидеть, разглядеть тех людей, которые находятся ближе всего по отношению к нам. Как нам сложно увидеть нужды, проблемы, сложности того человека, который постоянно живет рядом со мной, — увидеть жену или мужа, детей или родителей. Вот те ближние, которых нам сложнее всего просто по именам назвать, увидеть, понять, что они нуждаются во мне. Не я в своей семье должен самоутверждаться и укрепляться, делать все для того, чтобы меня заметили, обо мне заботились, обо мне бы думали и уважали от того, что я в жизни устроил, наладил, создал семью. Или наоборот, что я нуждаюсь во внимании, потому что я маленький, я еще подросток, я еще нуждаюсь в том, чтобы обо мне заботились мои родители. Мы всегда ищем чего-то со стороны другого человека и никогда не хотим по отношению к другому, ближнему, который находится рядом, уделить внимание, понять его беды, проблемы и скорбь. Чем ближе человек, тем сложнее нам его увидеть. И вот в этом смысле сегодняшняя притча — очень важное напоминание о том, как необходимо устраивать жизнь в наших семьях, что нам необходимо делать приоритетом в отношении к своим ближним.

Но у сегодняшней притчи есть еще один важный аспект, которым я хотел бы с вами, стоящими в этом храме, являющимися членами одной общины, поделиться. Наше собрание, наше собирание в одном храме, наша община — это тоже в каком-то смысле собирание в большую семью. Мы все с вами являемся родственниками, братьями и сестрами, как мы с вами друг друга называем, не потому что мы с вами просто приходим в храм послушать проповедь или чему-то такому полезному научиться, а потому что мы с вами в действительности становимся родственниками, когда причащаемся Тела и Крови Христовых. И это общее, что у нас есть, это причастие Тела и Крови Христовых. И вот в этом собрании, как и в нашей семье, если мы будем оказываться собранием индивидуумов, собранием тех, кто сюда пришел ради себя, ради удовлетворения своих целей и задач, то мы окажемся собранием вот таких вот сегодняшних евангельских богачей, которые не видят никого вокруг себя. А мы должны друг для друга в этой общине оказываться семьей, оказываться родными друг другу, оказываться теми, рядом с которыми нам, хорошо и радостно находиться хотя бы раз в неделю каждое воскресенье. И вот так нам с вами нужно серьезно учиться видеть друг в друге родных и близких людей. Как нам с вами важно увидеть в том, кто находится рядом, этого Лазаря, этого удивительного человека, разглядеть, рассмотреть того человека, который становится рядом с нами во время Божественной литургии. Это не так сложно сделать, нужно по крайней мере просто здороваться друг с другом, когда мы приходим в храм. Нужно по крайней мере улыбаться друг другу, когда мы видим человека, заходящего в храм после нас или стоящего в очереди, чтобы подать записки. Все хорошее, как ни странно, начинается с малого. С малого можно почувствовать, что мы родные и действительно близкие друг другу, а не только если мы будем использовать какие-то искусственные и несвойственные для нашей общины, для нашей приходской жизни инструменты. Нам не нужно друг с другом как-то искусственно начинать обниматься или устраивать какие-то другие странные несвойственные для современного прихода действия. Нам нужно просто начать внимательно относиться друг к другу и понять самое главное, что мы сюда приходим не столько ставить свечи и просить о чем-то личном и своем Бога, сколько для того, чтобы молиться и переживать, сопереживать друг за друга. В нашем храме есть много хороших примеров такого рода действительной общинной жизни, и я с большим воодушевлением хочу сказать о том, что мы с вами помогаем людям, которые в этом нуждаются, объединяясь в наше добровольческое движение. В том числе, к примеру, мы уже на протяжении долгого времени помогаем хоспису в далекой Тверской области и деньгами, и личным участием, и личными трудами, и поездками туда. Более 70 человек из наших прихожан объединились для того, чтобы помогать этим людям. Это такой правильный и нужный, радостный и воодушевляющий пример для нашей с вами общины и всех нас. Это значит, что мы с вами на самом деле живем, это значит, что мы на самом деле в каком-то смысле правильно развиваемся, если мы готовы помогать другому человеку и готовы друг с другом объединяться тогда, когда это необходимо.

Вот дай Бог все же нам с вами, чтобы было побольше такого рода примеров в нашей общине. Побольше бы было в нас с вами этого желания объединиться ради другого человека, объединиться ради того, чтобы отбросить свое богатство, тем, что я имею, поделиться с другим человеком. Потому что только тогда, когда мы это с вами евангельское богатство отбросим и будем готовы по имени называть того человека, который находится рядом с нами, то только тогда мы с вами сможем исполнить ту заповедь Христову, которая обращена к каждому стоящему в этом храме. Она звучит так: Христос посреди нас. Христос действительно находится посреди нас, мои дорогие. Но нам с вами нужно исполнять со своей стороны этот закон. Чтобы Христос, находящийся между нами, причащающихся Его Тела из общей  Чаши, действительно был бы готов и был бы рад приходить в ту общину людей, которые рады Его здесь принимать. А не тех людей, которые только ради себя и ради утверждения своего самолюбия собираются зачем-то в храме. Пусть эта заповедь «Христос посреди нас» будет главным напутствием нашей общинной жизни, в нашем усердии, в нашем внимании друг ко другу. Аминь.

о.Александр Волков
поздняя Литургия
3 ноября 2019г.

версия для печати версия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *