Слово на 1-й Пассии

о.Александр Волков
15 марта 2020г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Распятие Христово, Его смерть, Его муки, Его позорная нахождение на суде, Его предательство – все это ужасает нас и поражает своим бесчеловечием. И напротив, в этом всем сквозит какой-то предельно человеческий ужас. Настолько все это на самом деле понятно и узнаваемо. В каком-то смысле ничего удивительного люди со своим Богом не сделали. Они лишь сделали то, что умели, и, как мы видим из человеческой истории, только за последнее тысячелетие то же самое, т.е. убивать друг друга, научились с гораздо большей изощренностью. И ужас, который мы переживаем и осознаем в связи со страданиями нашего Христа Спасителя и Бога, должен поэтому соединяться в нашем сознании с очень важным для понимания причин этого страдания фактом. Тем фактом, что все то, что Он сделал, делал для нас и для нашего спасения, делал добровольно. Добровольность страданий и мучений, и распятия, и самой смерти Христа является продолжением Его общего умаления как Бога. Он для того, чтобы спасти человека, умалил Себя, приняв человеческий образ.

Он становится человеком, и это, говоря простым языком, сложно для Бога. С нашей точки зрения Бог не постижимый, невместимый как бы с трудом вмещается в человека. И это вмещение Бога в человека, это соединение Бога с человеком уже само по себе с самого рождения, с самого зачатия Его бессеменного от Девы Марии уже является таким вот добровольным умалением. Но оно дальше продолжалось, это добровольное умаление Бога, на протяжении всей земной жизни Христа. Но, конечно же, особенным образом мы переживаем его последние дни земной жизни нашего Спасителя. И в этом умалении нас больше всего должна поражать не столько степень изощренности издевательств над Ним, потому что она привычна для человека, не столько те мучения, которые Он претерпел на кресте, потому что человек терпит от самого себя часто невероятные мучения, которые сам же себе придумал. Вспомним камеры Освецима или застенки Соловецкого ГУЛАГа. Но поражать нас должна в первую очередь эта добровольность страданий Христа. Ведь мы сами в своей жизни, если посмотрим внимательно на нее, добровольно, именно добровольно, не только сознательно, но добровольно, с готовностью страдать никогда не хотим и любого рода страданий избегаем в принципе и уж, конечно же, даже представить себе то, что мы могли бы обречь себя на какие-то страдания добровольно, такая мысль представляется нам почти невозможной.

Мы можем представить себе страдания даже, может быть, ради другого человека, смерть свою ради другого человека, как умирали ради других людей на поле брани наши предки. Но вот добровольного мучения и добровольной смерти, конечно, никто из нас никогда ни себе, ни кому-то еще не желает и вряд ли может желать. И это, как кажется, отделяет наше с вами понимание того, что такое любовь от того, что такое есть истинная божественная любовь. Через то, как мы смотрим на добровольность страданий Христа, мы можем видеть, насколько Его любовь по отношению к человеку бесконечно более высока, чем какие бы то ни было наши возможные проявления любви друг к другу, человечеству и, конечно, к Нему. И потому тогда, когда мы в своей жизни сталкиваемся с тем, с чем Христос на протяжении ее сталкивался и добровольно принимал, —  с позором, с неприятием, с осуждением, с насмешками, с издевательствами, с непониманием, с предательством самых близких людей, с неправедным, немилосердным, несправедливым судом по отношению к Себе, с мучениями, унижениями физическими и, в конце концов, со смертью — вот тогда, когда мы с вами со всем этим сталкиваемся в своей жизни, а, собственно, из этого и состоят скорби нашей жизни, ведь из этого всего и много чего другого и состоит все то, от чего мы страдаем, переживаем и просим избавить нас Бога, мы должны помнить, что Он сам-то Себя от всего этого никогда не избавлял. И Он сам добровольно принимал все то, что давал Ему человек. Все то «гостеприимство», которое Ему оказал человек, Он принимал его таким, какое оно было.

Неужели нам с вами, Его ученикам, может быть в жизни позволено и возможно каким-то образом стараться отгораживаться от того, что принял добровольно на себя Христос. Пусть и не добровольно, но пусть и так, как нам обстоятельства нашей жизни предлагают в ней страдания и какое-то претерпевание. Мы как христиане должны проходить его с памятью о том, что Христос несравненно более тяжкие и несравненно более неприятные проходил обстоятельства своей жизни навстречу своей смерти. Но Он делал это добровольно для того, чтобы избавить человека от конечного мучения и смерти. Он делал это добровольно потому, что по-другому, видимо, невозможно было нас с вами спасти. Но в этом добровольном принятии на себя всего греха человеческого, его последствий в виде ненависти злобы и желании Ему смерти, которую Он претерпел, мы, конечно же, должны видеть с вами и для себя самих образ нашей жизни, образ ее претерпевания, образ того мучения и страдания, которое в каком-то смысле должно быть нами ожидаемо. Вспомним первых мучеников, которые шли на смерть с радостью, которые знали, что за этой смертью наступит их воскресение и встреча их с Богом. Но ведь они так же, как и Он, добровольно шли на эту самую смерть. У нас с вами нет таких испытаний, как у первых мучеников, но каждый день своей жизни, когда мы сталкиваемся с нашими страданиями, с болью и с горем в нашей жизни и в жизни всего мира, в котором так много разлито горя и несчастья, будем помнить о том, что в конце концов эту боль и несчастья добровольно взял на себя наш Спаситель. И нам от тех, которые есть в нашей жизни проявлений боли и несчастья, не стоит отказываться и убегать. Потому что видимо только так мы с вами сможем достигнуть и светлого Христова Воскресения. Аминь.

версия для печати версия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *