В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Проповеди

11 июля 2020г.

12 июля 2020г.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В человеческом сообществе нормально бывает так, что кто-то становится первым, кто-то оказывается страшим, берет на себя ответственность за других. Так и сегодня мы слышали в Евангелии о том, как один из апостолов Петр взял на себя ответственность за всех апостолов и ответил своему Учителю Христу те слова, которые Господь ожидал от Своих учеников. Ты – Христос, Сын Бога живого. И не случайно именно к концу Своего земного служения Господь спрашивает Своих учеников о том, за кого вы Меня почитаете. Ему нужно было понять на словах, что есть плод Его трудов, есть плод Его усилий, что Его ученики пока что хотя бы на словах исповедуют Его Христом, Живым Богом.

И вот этот ответ апостола Петра является по сути дела ответом о сути всей Церкви, которую опять же на словах обещает основать на этом камне, камне веры, Христос, говорящий ему: На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада ее не одолеют. Еще нет Церкви, еще апостолы по сути своей таковыми еще не стали, еще они слабы, немощны, боязливы. Еще мы впереди встретим этого горячего Петра, готового за Христа пойти до конца, и отрезающего ухо рабу первосвященника, предающим своего Учителя. Еще увидим мы всех апостолов разбежавшимися и после Воскресения Христова не готовыми поверить в то, что их Учитель воскрес. Все это будет, вся эта человеческая слабость еще впереди, но уже сейчас Господь слышит пока что на словах от Своих учеников это исповедание Церкви и отвечает на него обещанием создать эту самую Церковь, это самое сообщество, собрание верных, врата ада, которые это сообщество не одолеют. И дальше Господь основывает Свою Церковь на пятидесятый день после Своего Воскресения. И эта Церковь под водительством сначала апостола Петра, а затем присоединившегося к нему от обращения апостола Павла идет вперед и развивается. Но посмотрите, эта Церковь оказывается основана предателем и гонителем. Одним, который за свое предательство плакал на протяжении всей своей жизни, и другим, который считал себя немощнейшим и худшим из людей за то, что он гнал на протяжении первых лет существования Церкви Христовой христиан, и убивал их. И вот что же получается? Получается, что Церковь Христова основана не героями духа, не исполинами веры, не теми, кому можно ставить памятник, а, повторю, предателем и гонителем. И это, пожалуй, главный парадокс существования Церкви. И на этот главный парадокс Сам Господь отвечает в Своем общении апостолу Павлу в том послании, которое мы сегодня слышали, Господь сказал ему: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. Сила Господня, действительно, совершается в немощи человеческой, потому что Церковь — это не некоторая организация, которая где-то существует и к которой кто-то считает для себя необходимым примкнуть. Но Церковь Христова, начиная с тех самых апостолов, начиная с тех самых учеников и до сегодняшнего дня, и до этого момента, это люди. Церковь Христова — это не здание, не организация, но Церковь Христова — это мы с вами, стоящие здесь и сейчас в этом храме. Мы с вами по слову апостола Павла — царственное священство, избранный народ, взятый в удел. Но какое из нас с вами царственное священство, если мы с вами даже этот апостольский пост не могли пройти нормальным образом. И, наверно, каждый второй стоящий здесь в храме может сказать о себе, что провел это постное время кое как. Но сила Господня совершается в немощи. Она, как ни странно, совершается через вот этих вот слабых, немощных, неумелых христиан, которые собрались сегодня в храме. Не через исполинов духа, не через героев, которые преодолевают время и пространство, но вот так, через обычных людей, которые однажды пожелали назвать себя христианами, которые однажды избрали этот путь в жизни.

И потому для нас с вами великое и спасительное дело — следование за Христом — должно иметь осмысленное направление, а не просто некоторое ощущение того, что мы с вами являемся членами Церкви. Мы сами с вами являемся самой по себе Церковью. Мы сами с вами являемся исполнением того благословения Божия о человеческом роде, которое исполнилось тогда, когда Господь захотел собрать людей вместе. Мы с вами собираемся вместе и тем самым мы немощные и слабые созидаем Церковь. Мы с вами являемся Церковью, и продолжится это собирание людей даже до скончания века. И вот апостолы Павел и Петр в самом начале истории этой самой Церкви, этого самого собрания людей, положившие основанию тому, как и каким образом этой Церкви нужно существовать для нас с вами, являются удивительным примером того, как в человеческой немощи совершается сила. Того, как предатель и гонитель становятся основателями того сообщества, которое на протяжении уже двух тысяч лет никуда не девается. Не потому, что храмы невозможно разрушить. Посмотрите, как часто разрушались храмы, как часто запрещалась вера. Вот и сейчас не так давно в бывшей столице великой византийской и арамейской империи вновь в мечеть был превращен некогда главный храм византийской империи, храм Софии, построенный святым императором Юстинианом, который сказал, что: Вот, Соломон, я превзошел тебя в своем величии. Но и это величие, как мы видим, тоже временно, хотя и важно, и значимо, и оно имеет свойство заканчиваться. И сегодня этот главный храм превращен в мечеть. Но это не страшно, как и все остальное, что происходит в мире вокруг Церкви, потому что врата ада ее не одолеют, потому что Церковь не в том, где мы молимся, но в том, как мы с вами молимся. Не в том, куда мы с вами собираемся, но в том, зачем мы с вами собираемся. И до тех пор, пока мы с вами будем иметь это внутреннее осознание необходимости собираться вместе вокруг престола Божия, необходимости причащаться Его, соединяться с Ним, быть со Христом, до тех пор мы будем с вами называться Церковью, и до тех пор Церковь Христова будет существовать. Но вместе с этим будем с вами помнить и о той невероятной ответственности, которая лежит на каждом из нас, кто называет себя православным христианином, кто решается быть наследником апостолов Петра и Павла. А это ведь так и есть, потому что не только священники, но все мы с вами, являющиеся христианами, оказываемся их наследниками.

Мы с вами должны нести ту миссию, которая предназначена для каждого человека, миссию о Воскресшем Христе. Сейчас нет той необходимости, которая тогда была у апостолов – рассказывать о Христе Воскресшем так, как они, направляться в миссионерские путешествия, хотя и сейчас, может быть, это иногда и происходит, но регулярным образом мы с вами не совершаем той открытой, активной миссии, которая была тогда у апостолов. Но что же это значит? Неужели это означает, что мы с вами не можем исполнять ту задачу о проповеди Христа, которая была поручена им Христом перед Вознесением, когда Он сказал: Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Можем. Можем, потому что каждый из нас с вами в том или ином виде может стать апостолом. Пускай это будет не горячая проповедь в ареопаге или со ступень Государственной Думы. Пускай это будет тихое слово матери, обращенное к своим детям. Пускай это будет уверенное слово отца-христианина, воспитывающего своих детей в вере. Пускай это будет слово поддержки друга, которого найдет другой страдающий и нуждающийся в поддержке человек. И это будет нашей миссией. Пускай это будет тихим незлобием пожилой христианки, не бесцельно доживающей свои последние годы, но осмысленно и в красоте духовной, благодарящей Бога и не вызывающей у людей ни раздражения, ни жалости, но лишь уважение и прославление человеческой крепости. У каждого из нас с вами есть, чем уподобиться апостолам. У каждого из нас в вами в жизни есть та мера служения, та мера проповеди, та мера свидетельства, которой мы с вами призваны уподобляться действиям, служению святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их же молитвами Господь да помилует Церковь нашу и всех нас. Аминь.

о.Александр Волков
поздняя Литургия
12 июня 2020г.

версия для печати версия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *