В Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

 
Господь в сегодняшнем евангельском чтении, которое мы слышали на Божественной Литургии, исцеляет человека, находящегося почти сорок лет рядом с местом, которое давало исцеление. Но на протяжении всех этих десятилетий он не мог обрести, получить исцеление для своего тела, хотя вроде бы вот эта купальня, в которой по какому-то странному Божественному действию раз в год производятся некоторые действа, некое Божественное присутствие, из-за которого человек, попадающий в эту купальню первым, имеет возможность выздороветь от своих недугов. И вот несмотря на это, он не может этого сделать, и он говорит Христу о том, что нет человека, который бы помог мне и опустил бы меня в эту купель. Нет человека… Нет того, кто поможет ему. Много десятилетий такого человека не оказывается. Не один, не два, не три, не пять, не семь лет. Вот он, наверное, проводил рядом с этой купелью часы и дни, и месяцы, и годы и думал, ну, вот еще один год пройдет, и кто-нибудь окажется. И не находился. А потом еще пять лет, и еще пять, и еще десять лет. И так вот 38 лет он лежал, и все не находился просто один человек, который бы помог ему с тем, чтобы он был опущен в купель и смог исцелиться.
Слушая Евангелие, мы должны непременно обращать это евангельское слово к себе, к своему состоянию. Не просто читая о неких чудесах, которые были когда-то. Но понимая, что совершенное Христом в Евангелии имеет самое прямое, самое непосредственное отношение лично ко мне и моей жизни. И вот это отсутствие человека в жизни человека оно очень характерно для нашей жизни и вообще для всего человечества на протяжении всей его истории. Так много, оказывается, людей, которые как бы рядом, которые живут, трудятся рядом, которые делают что-то для меня, но вместе с этим как много из этих людей оказываются готовыми разделить мою боль, какое-то мое переживание, какое-то мое страдание? Как много людей оказываются рядом? Да, совсем немного. Наверно, нужно сказать, что почти никого. Нет человека рядом с человеком, рядом со мной, потому что, когда человеку плохо, когда ему горько и грустно, когда он нуждается в помощи и поддержке, никого не оказывается обычно. Обычно люди держат некоторую дистанцию. Вот как сейчас нам нужно держать некоторую социальную дистанцию друг между другом. Даже до такой степени, что и не приходить в храм на богослужение. Вот так же на самом деле и в нашей обычной жизни мы держим друг между другом такую определенную дистанцию, чтобы не «заразиться» другим человеком. Чтобы не «заразиться» его проблемами, его какими-то скорбями, его сложностями. Мы по большей части готовы смотреть на человека, может, даже чем-то ему помогать, но на какой-то дистанции, которая нас от него отделяет. И так же, с другой стороны, ведь и мы сами страдаем от отсутствия этого реального общения друг с другом. Ведь мы так же держим дистанцию. Я так же никогда не хочу приблизиться к человеку настолько, чтобы разделить с ним его боль, его страдания, его переживания. Мы воспитываем своих детей, мы живем в семьях, мы стараемся устраивать отношения между нашими супругами, друг между другом, между родными и близкими, между детьми и родителями, между родителями и детьми, которые взрослеют постепенно или уже выросли. Мы, вроде, делаем что-то необходимое, и вряд ли можно кого-то серьезно обвинить в том, что он не заботится о своих детях или о своих родителях, не воспитывает, не кормит, не поит, не делает чего-то, что требуется. Да, и шире даже – в такой социальной жизни сейчас так много вещей, которые мы делаем для другого человека, помогаем обездоленным, бездомным, старикам, инвалидам, детям больным. Но всегда эта помощь, это участие – что в жизни семьи, что в жизни каких-то других людей – она оказывается такой помощью на расстоянии, помощью на дистанции. Это всегда помощь, которая имеет какой-то предел, которая всегда нас сознательно ограничивает в общении с другим человеком. Мы готовы идти навстречу, на помощь другому лишь до какого-то предела, который нам комфортен, который мне лично удобен и через который я не хочу переступать.

Из воскресной проповеди о.Александра Волкова после Божественной Литургии 10 мая 2020г.

 
версия для печати версия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *