Воскресная проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Свт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его» — говорит Христос нам сегодня. Казалось бы, какие простые слова, казалось бы, насколько это понятно каждому христианину. Искать прежде всего Царствия Божия. Но мы видим, что на самом деле свет, который внутри нас есть, довольно сумрачен, если не темен. Потому что, все то, что происходит внутри нас на самом деле является условием для того, чтобы мы искали Царствия Небесного, Царствие Божие. Если это является самой главной задачей каждого христианина, то нужно посмотреть, что же нам мешает Царствия Небесного в своей жизни искать. Ведь мы с вами согласимся с тем, что жажда Царствия Небесного, его постоянный поиск, это совсем не то, что наполняет нашу душу, не правда ли?

А что ее наполняет? Что составляет центр нашей души? Господь сегодня говорит такое странное слово о маммоне. Маммона – ассирийское восточное божество, олицетворение богатства, которому поклонялись язычники с тем, чтобы получить в своей жизни побольше денег, возможностей каких-то, имущество и тд., принося ему страшные кровавые жертвы. Поэтому маммон – это образ богатства, образ всего того земного накопления, которое очень свойственно для человека. И вот, оказывается, совмещать земное накопление с поклонением Богу, с поиском Царствия Небесного невозможно. Невозможно работать двум господам сразу, мы это знаем из многих мест Евангелия. Почему же вместе с этим оказывается, что все наше земное попечение, о котором говорит сегодня Христос, оказывается препятствием для того, чтобы искать Царствия Небесного. Вот Господь сегодня говорит о том, что нам не нужно думать о том, во что нам одеваться, что нам пить, что нам есть, что будет завтрашний день. Он говорит, не думайте об этом, а ищите прежде Царствия Небесного. Так, как же мы будем жить? Мы вот все собравшиеся сегодня в храме каждый день с утра до вечера, собственно говоря, занимаемся тем, что думаем о пропитании, об одежде, о своей жизни, собственно, вся наша жизнь наполняется попечением о ней, о своих детях, о своих родных и близких. Так что же, неужели нам бросить все и уйти в леса и грызть кору? Конечно, нет. Конечно, не об этом говорит сегодня Христос. Не о том, что человеку нужно все оставить, а о приоритетах. О том, насколько важно человеку христианину, который знает совсем по-другому ценность этого мира, по-другому оценивает этот мир, чем обычный человек, не имеющий ума Христова, насколько важно такому человеку – каждому из нас с вами, христианину — не прилепляться к тому, что есть в этом мире. И это неприлепление имеет две очень важных составляющих. С одной стороны, на поверхности, оказывается так, что, когда мы прилепляемся к вещам этого мира, не только к материальным каким-то обстоятельствам, не только к еде, пище, одежде, но ко всему, что составляет нашу жизнь, наши каждодневные заботы и попечения. Если мы к этому всему прилепляемся очень плотно, так, что не можем от этого всего отклеиться, то этот мир, который лежит во зле, он нас затягивает настолько, что мы не можем контролировать себя, настолько, что мы не можем отдавать Богу того, что Он от нас ждет. Вот посмотрите, к примеру, социальные сети, которые не являются чем-то очевидно злым, чем-то, что является какой-то заразой. Это такое пространство нашего свободного времяпрепровождения. Как много времени, особенно люди молодые, тратим на пребывание в этих самых социальных сетях. Если открыть приложение в смартфоне и посмотреть, сколько времени человек проводит в фейсбуке, вконтакте, инстаграме и тд., окажется, что на протяжении дня он проводит там весьма и весьма существенное время, которое, несомненно, можно было бы потратить на что-то даже по-человечески более серьезное и важное: позаботиться о своих близких, поговорить с ними, не говоря уже о молитве или о посещении храма. Казалось бы, что-то совершенно безобидное, но как много времени у нас крадется за счет таких мелочей. Вообще мне кажется, что, вот сейчас многие говорят о чипировании, каких-то угрозах, связанных с вакцинацией, и тд. Все это на самом деле пустое и тоже от диавола приходящее смущение. Потому что, на самом деле, диавол уже давным-давно похлопывает в ладоши, потому что он у человека отнял главное, у человека украл время. Украл время, которое он мог бы тратить на что-то правильное и хорошее. А человек тратит время на социальные сети и на то, чтобы в целом в широком смысле слова думать о себе, о своем попечении. Как много, посмотрите, современная цивилизация предлагает человеку возможности, чтобы к ней прилепиться. Вся реклама, все развлечение, все то, что мы видим вокруг, все связано с тем, что нам нужно прилепиться ко всему этому. Еще одного, другого, третьего попробовать. Лучше, дешевле, удобнее, комфортнее – это все нас прилепляет, это все нас затягивает. Если это нас затягивает, то что же говорить о людях, которые не знают Христа. Но напротив, мы с вами должны иметь силу от этого всего иметь некоторую дистанцию. Отклеиваться от этого мира, не прилепляться к нему настолько, чтобы он порабощал нас своей страстью, своим временем, всем тем, что он нам предлагает. Вот поэтому так серьезно сегодня Господь говорит о том, насколько нам важно, не прилепляться к этому миру и не думать о том, что находится в нем, и что мы завтра будем делать. Не потому, что мы должны бросить все, а потому что мы должны уметь отклеиваться.

И вот другое, второе, которое мне кажется гораздо более важное и глубокое, что есть в сегодняшнем Евангелии, это то, что Господь говорит о поиске Царства. Ведь все мы с вами православные христиане, опять же повторю, в отличии от тех людей, которые не знают Христа, призваны, действительно, искать Царства. Все остальное, что есть в этом мире, как обещает нам Христос, нам приложится. Все будет, настолько, насколько нам это необходимо. Вот этот поиск Царства – это жажда Христа, это потребность в Нем. Она ведь должна быть на самом деле самым главным, что есть в нашей жизни. Она должна быть центром нашей жизни. Она должна быть не тем, что приходит в воскресенье, когда мы собираемся в церкви. А этот поиск Христа, этот поиск Его Царства, этот поиск небес должен составлять суть нашей жизни. Но вот опять же из-за того, что мы с вами так сильно приклеиваемся к этому миру, нашего внутреннего пространства, пространства нашего ума даже, нашего сознания, нашей души не хватает для того, чтобы думать о Царствии Небесном. Мы думаем об этом, о земном, это неплохо, конечно, потому что каждый человек должен думать о том, как ему жить. Но постольку, поскольку наше прилепление к этому миру слишком сильно, то внутреннего пространства и сил в душе для того, чтобы думать о Царствии Небесном у нас не хватает. Посмотрите на себя, посмотрите. Каждый пусть посмотрит внутрь своей души и найдет, что в ней так мало места для Царствия Небесного. Как часто мы вообще в принципе вспоминаем о том, что это единственное и главное, ради чего мы с вами, мои дорогие, живем. У нас нет ничего в этой жизни более существенного и в принципе существенного, кроме поиска Царства Небесного. Но нет, к сожалению, мы не ищем Царства. Мы ищем маммону, мы ищем все то, что находится на земле. Мы так сильно приклеены ко всему тому, что находится здесь. И вот для того, чтобы мы могли с вами, как христиане, искать Царства, начать жаждать Его, нам нужно так же освобождать свой ум, свое сознание от этого постоянного попечения, постоянной суеты, постоянного переживания об этом мире. Все это совершенно вторично по сравнению с Небесным Царством. Но мы совершенно забиваем себе внутрь души все эти попечения. У нас не остается там воздуха для того, чтобы думать о Небесах. Мы тратим свое время, к сожалению, по большей части только на то, что находится в этом мире. Вот и задача поэтому для нас с вами, дорогие мои, стараться освобождать внутреннее пространство своей души, своего сознания, что тоже очень важно, потому что состояние нашей души зависит от того внутреннего состояния нашего сознания, от того, как и о чем мы думаем, как и о чем мы размышляем, как и о чем мы с вами переживаем каждую минуту нашей жизни. И вот надо стараться все больше и больше времени, все больше и больше минут отрывать от диавола, делать так, чтобы все больше и больше времени мы могли тратить на Царствие Небесное. Потому что Царствие Небесное начинается здесь, оно начинается сейчас. Если сейчас у нас с вами не хватает времени для Царствия Небесного, то значит и в вечности этого Царствия Небесного мы с вами не сможем получить. Потому что мы здесь не начали для него, для этого Царства готовиться и уделять время и пространство нашей души и нашей жизни.

Будем молиться Богу и просить Его о том, чтобы Он нас вразумлял, и будем с вами сами употреблять усилия, будем с вами стараться находить время для Царствия Небесного. Аминь.

о.Александр Волков
28 июня 2020г.

версия для печати версия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *