19 октября 2023 года, в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Особенности пастырского служения в современном мире». Мероприятие возглавил первый проректор семинарии иерей Никита Стратилат.
Доклады выступающих были посвящены обсуждению таких важных тем, как практические грани окормления военнослужащих в условиях проведения специальной военной операции, актуальные вопросы пастырского служения тюремных капелланов, пастырское душепопечение и церковная проповедь в современном мире.
Рассматривались вопросы устроения приходской общины в современных условиях, организации деятельности воскресных школ и работы с молодежью, а также возможного профессионального выгорания церковнослужителя.
Все доклады вызвали живой интерес у собравшихся и сопровождались широкой дискуссией.
Настоятель нашего храма иерей Александр Волков представил доклад на тему: «История общей молитвы и ее значение для жизни общины».
Несколько важных тезисов доклада отца Александра:
• Церковь — молящаяся община. В этом своем главном служении Церковь являет себя как образ Святой Троицы — «да будут едины, якоже и Мы» (Ин. 15, 1-17). Молитва — общее действие, соединяющее его участников в согласном обращении к Богу.
• По своей форме любая молитва диалогична. В своем обращении к Богу молящийся находит свою идентичность, свое молящееся «Я», которое возможно только при условии, что есть и тот, к кому это молящееся «Я» обращается,
• В не меньшей, а возможно и в большей степени самоидентичность молящегося проявляется в ситуации общей молитвы, при которой общность необходимо признать в качестве условия совершения молитвы, которая оказывается не различными молитвами нескольких разных людей, но единой, солидарной молитвой, содержание которой одинаково принято всеми ее участниками.
• В общей молитве Церковь осмысляет саму себя. Собрание осознается его членами именно в этом общем речевом акте.
• Стремление к осмыслению богослужения и Евхаристии в первую очередь как дела общей молитвы есть важнейшее условие устройства жизни общины.
• Осознание ненормальности индивидуалистического, глубоко чуждого христианскому богословию понимания богослужения должно отходить и уступать место все более осознанному вовлечению всех членов Церкви в общую молитву.