«В программе воскресных школ должны появляться образовательные курсы, которые вводят ребенка в контакт с реальными предметами, которые развивают мышление и конкретные навыки», — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая 31 октября 2016 года заседание Высшего Церковного Совета в Москве.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание на то, что современные дети по-иному воспринимают образовательный процесс. «С большим интересом посещаю православные гимназии, воскресные школы, общаюсь с учащимися и вижу, как изменилось их сознание и отношение к учебному процессу, — сказал Святейший Владыка. — В наше время ребенок просто усваивал, в той или иной степени, с тем или иным интересом, то, что ему рассказывали преподаватели. Но современный ребенок погружается в интерактивную среду, он сам участвует в образовательном процессе, у него действительно изменилось отношение к образованию».
«Есть еще одна особенность, которая, вероятно, связана с общим ускорением темпов жизни: от образования дети и их родители ждут скорейшего результата, не так, как это было в наше время. Все эти изменения в психологии ребенка, в психологии родителей мы, конечно, должны учитывать», — отметил Предстоятель Русской Церкви.
При этом, по мнению Его Святейшества, в воскресных школах не следует копировать старый способ образования, когда преподаватель рассказывает, дети слушают, что-то запоминают, потом отвечают. «В той или иной степени эта старая традиция всегда будет сохраняться, но нам нужно усиливать именно интерактивную часть работы»», — подчеркнул Святейший Патриарх.
Сегодня дети активно пользуются современными электронными устройствами, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны. «С самого раннего детства дети привыкают к гаджетам, и это, конечно, содействует их скорейшему развитию. Но есть проблема: они погружаются в виртуальную реальность», — сказал Святейший Владыка.
Именно поэтому, по словам Его Святейшества, в программу воскресных школ должны входить предметы, которые вводили бы ребенка в соприкосновение с реальной жизнью, в частности, очень важным является приобщение детей к труду.
«Посещая разного рода мероприятия, в том числе молодежные, я обратил внимание на то, какой интерес вызывают практические занятия, на которых участникам прививаются определенные трудовые навыки, — продолжил Святейший Патриарх. — Я неожиданно для самого себя увидел, насколько увлекает людей, когда, например, что-то лепят из глины, строгают, собирают. Например, строят деревянную часовню — сотни людей собираются в центре города посмотреть, как обрабатывается бревно, как возводится обыденный храм или часовня. Нам следует обратить внимание на это обстоятельство».
Для повышения интереса к богослужениям следует привлекать детей к участию в них, полагает Предстоятель Русской Церкви. «Обратите внимание, с каким с удовольствием дети принимают участие в богослужениях. Одно дело, когда ребенок всю службу стоит и просто созерцает, и другое — когда он в алтаре, на клиросе, у подсвечника, за требным столом, как-то помогает. Мы должны очень хорошо продумать возможность вовлечения детей в практическую литургическую деятельность», — призвал Святейший Владыка.
«Все это связано с тем, что нахождение в виртуальной реальности создает у ребенка дефицит практических дел… Мы должны учесть специфику современной детской психологии и постараться использовать дефицит, о котором я сказал, и для развития интереса детей к религиозному образованию, и для приобщения их к литургическому благочестию», — добавил Святейший Патриарх.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Источник: www.patriarhia.ru