Хорошо ли мы знаем, кто такие священники, в чем их служение и кто может стать служителем Божьим?
Сегодня мы поговорим с о.Георгием Первушиным, клириком нашего храма на протяжении двух лет, который также несет послушание духовного наставника групп поддержки зависимых и созависимых при храме, а также Общества инвалидов района Солнцево.
- О.Георгий, расскажите, как Вы, будучи уже в зрелом возрасте в 45 лет пришли к священству?
Я и помыслить никогда не мог о том, что когда-то буду священником. Потому что детство, юность и, можно сказать, зрелость от 30 до 45 лет и не помышлял, что смогу стать священником. Если бы мне кто-то об этом сказал, я бы смеялся как над шуткой. Я первый раз церковь увидел, когда мне было 16 лет, после окончания школы, когда из экспедиции приехал поступать в Москву. Мой брат Виктор жил на площади Разгуляй, где Елоховский собор. Это сегодня многие священники молодые из семей священников, а у нас-то было советское воспитание. Ты октябренок, пионер, комсомолец, член КПСС. Мы были патриотами своего Отечества, строили развитое социалистическое будущее. Мы строили технику.
- Вы значит работали на какой-то светской работе?
Я закончил кораблестроительный институт. Работал в кораблестроении, строил военные корабли, ракеты, кометы, восходы, корабли на подводных крыльях.
- И что-то произошло у Вас? Как Вы так вдруг поменяли все в своей жизни?
А вот всю жизнь что-то такое было в душе, настроенное на поиск. Чего-то как будто всегда не хватало. И когда мне было уже 40 лет, когда мы стали строить церковь, одновременно работая на светской работе. И вот когда я пришел в церковь, мне моя душа сказала: все, ты нашел. И во мне все успокоилось. Мы все делали своими руками, я ведь помимо того, что был инженером, я был и сварщиком и бензорезчиком, кувалдой мог махать. Я этому был обучен, работал на Севере, в Арктике, мы корабли ремонтировали. Церковь мы строили по благословению, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И вот когда мы ее построили, то пришли к архиерею и сказали: Владыка, дайте нам священника, мы построили церковь. Мы там все сделали сами: и иконы писали, и подсвечники, и семисвечник, все своими руками. А Владыка на это весело посмеялся и говорит: братья, где же я вам его найду. Вот сами построили – сами и становитесь. Мой первый епископ владыка Афанасий (Кудюк) Пермский и Саликамский. Первым у нас священником стал о.Александр, а я стал вторым через некоторое время. Однажды о.Александр взял меня за руку и повел к Владыке. Я немного поупирался. Приехал к Владыке, выложил кто я такой. Владыка говорит, пиши заявление, берем тебя на пастырские курсы. В результате я стал священником.
- Т.е. не было сомнений, колебаний каких-то? Просто вот так доверились и стали священником?
Я тогда был уже наслышан про послушание. Что оно выше поста и молитвы. Мне сказали собирайся и идем. Ну, вот я и пошел.
- Это ведь был первый, но не последний храм, в котором Вы служили?
Храмов было много. Тогда все священство занималось только одним – строили новые и восстанавливали старые церкви. Для того, чтобы старую церковь восстановить, нужно было ее еще у кого-то отвоевать. Например, если это был клуб, нужно было у Министерства культуры эту церковь отвоевать. Я отвоевывал у Министерства культуры два храма. Это в с.Пермь-Серьга и в с.Насадка Кунгурского района Пермского края, где правящим архиереем был владыка Афанасий. Причем в с.Насадке выпал такой случай, которым грех было не воспользоваться. Там был потрясающий собор Входа Господня в Иерусалим. Я туда ездил как настоятель храма в с.Пермь-Серьга, т.к. этот храм был приписной. Вот я туда все время ездил, соборовал. Однажды был такой случай. Приехали ребята студенты из Перми на каникулы. А в этом храме был клуб. На Урале очень часто пол застилают чугунными плитами. Ребята были лет 19-20. Они там толкались, и один из них упал, ударился головой и умер. Я приехал, собрал людей, говорю, что такое. Вот если бы был храм, никто бы никого не толкал, никто бы туда пьяный не зашел, никто бы там не погиб. И вот я это сказал, и храм удалось отстоять. Стал он храмом Входа Господня в Иерусалим.
- Были ли какие-то сложности у Вас как у духовника в самом начале Вашей пастырской практики?
Я стал священником в 45 лет. К этому времени я уже успел побыть членом Горисполкома, главным инженером, поэтому опыт общения с людьми у меня уже был немалый. Трудности были в том, что я очень боялся говорить проповедь. Хотя владыка мне во время моего рукоположения 4 раза сказал о том, что каждый раз, что бы я ни служил, я должен сказать проповедь. Первый раз, когда он это сказал, я просто проигнорировал. Второй и третий раз сказал – задумался. А четвертый раз сказав, уже спросил меня: «Ты меня понял?» Я понял, что нужно исполнять. Но я каждый раз выходил, и сейчас тоже выхожу, волнуясь. Прошу, чтобы Господь вложил в сердце и уста слова, которые были бы понятны, просты и попали на нужную почву.
- Вы 12 лет служили в Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Расскажите немного о послушании в приходской практике. Допустимо ли для мирянина полное послушание духовнику (приходскому священнику) подобно тому, как монахи находятся в послушании духовнику или же мирянин должен только прислушиваться к мнению священника, а принимать решение сам?
Приведу такой пример. Человек окончил школу, институт, пришел на производство, ему нужно работать. А он не слушается своих руководителей. Чем это закончится? Его просто попросят уйти. Независимо от того, какой он специалист. Бог дал человеку свободную волю. Нас с первых дней жизни начинают обучать, что такое хорошо и что такое плохо. А плохо – это грех, переводя на наш православный язык. Но мы тем не менее грешим. Лукавый же найдет способ обмануть человека. Или он его введет в область страстей, какого-то порока, который человек не может преодолевать. Или в область текущих событий, где человек вынужденно согрешает. Но человек же свою волю изъявляет свободную: или грешить или не грешить. Человек всегда стоит перед выбором. Я, как священник, категорически против, чтобы привязывать человека к себе. Священник должен вести человека только к Богу. Горе священнику, который приведет человека к себе. К великому сожалению, такие у нас случаи бывают. Святейший Патриарх Алексий II говорил о младостарчестве. И Святейший Патриарх Кирилл говорит, опытные люди тоже об этом говорят. Священник должен подсказывать человеку, как идти на пути к Богу, но так, чтобы не произошло подмены. Задача многоплановая. Но послушание все равно должно быть. А человек согрешит или нет только по своему желанию. Но я против тупого послушания. Я за то, чтобы объяснить человеку то, что ему советую.