Слово на 2-й Пассии

о.Александр Волков
22 марта 2020г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Одним из наиболее поражающих свойств, которые Бог обращает к человеку, это свойство милосердия. Милосердие и снисхождение. Но чтобы понять, что такое Божественное милосердие по отношению к человеку, стоит посмотреть на это милосердие с другой стороны. Со стороны того свойства, которое так нам всем любимо, знакомо и понятно и составляет, в общем и целом, некий стержень бытия человечества. Это свойство справедливости.

Как мы все любим справедливость. Как мы все радуемся, когда в общественной жизни все происходит по справедливости, когда в отношениях между людьми все справедливо. Как мы радуемся тому, что бывает справедливость в отношениях между нами, с нашими родными и близкими, нашими детьми, с нашими родителями. В наших отношениях на работе как хорошо, когда по справедливости нам воздают. И за нашу работу нам не только платят зарплату, но еще и дают премию. Как много вообще в нашей жизни зависит от справедливости, от этого замечательного человеческого свойства, умения воздавать ровно столько, сколько человек того заслужил. И, правда же, на этом свойстве справедливости строятся во многом и наши отношения с ближними, и отношения в наших коллективах, и отношения вообще в мире, между государствами, между народами —  все в этом мире устроено по справедливости.

Да и мы в нашем внутреннем устройстве нуждаемся в этой справедливости. Так часто хотим, чтобы было в чем-то простом все справедливо. Если я что-то человеку делаю такое простое, доброе, понятное, не требующее даже ничего особенно взамен, просто жду справедливого ответа, «спасибо», благодарение, какой-то улыбки, какого-то, может, встречного действия. Вот поздравил я человека с денем рождения по смс и конечно жду, что и он меня поздравит с днем рождения через год. Я же его поздравил. А если он не поздравит, то мне будет немножко обидно, колко, потому что, ну, ведь не жалко же поздравить, ну, просто забыл. Я, конечно, прощу, но, все же, не очень справедливо.

И что же мы видим во время земной жизни Спасителя. Где там справедливость, это замечательное человеческое свойство, устраивающее человеческие отношения таким правильным гармоничным образом. И там так много ведь справедливости мы видим и сейчас о ней слышим. Так много было справедливости в претензиях фарисеев и законоучителей к Христу, которые говорили Ему, что не нужно исцелять в субботу и не нужно никому помогать. Вот у Тебя есть 6 дней, давай, исцеляй, а в этот день, по справедливости, не нужно, потому что таков наш Закон. Это тоже ведь справедливость. Как часто мы бываем похожими на этих фарисеев. Так устраивая свою церковную жизнь, вот на основании каких-то внешних, кем-то придуманных установок и правил, которые оказываются нам дороже, чем что бы то ни было еще. Так справедливо они Его обвиняли в том, что Он без разбору ест и пьет с какими-то алкоголиками, блудниками, мерзопакостными, мытарями, ненавистными всему народу, а не с достойными, заслужившими того, чтобы с ними общались и рассуждали о Писании, фарисеями и законоучителями. Тоже ведь справедливо. Справедливо и все то, что происходило в последние дни Его земной жизни. Так, по справедливости все было ими же законоучителями, фарисеями устроено . В точности было соблюдено все юридическое сопровождение суда над Христом. Они не могли Его просто так осудить. Они сделали все по справедливости: отправляли Его к одному, другому, к Пилату, потом обратно. Находили свидетелей. Все было сделано внешне как бы правильно. Да и Пилат, по справедливости, предлагал народу отпустить другого человека, но вот его сил-то не хватило. Так много справедливости было, наверно, и в том, как воины делили хитон Христов, потому что они же не просто его разодрали, они же бросали жребий, и тут все было по-честному.

И вот Христос смотрит на все это с креста, с распростертыми руками, как милосердный отец. И вот Он-то, как мы видим, ни одного справедливого действия по отношению к своим настолько серьезно и глубоко «справедливым» детям не предпринимает. Он справедливо не осуждает их за их грехи, Он справедливо не карает их за их ужасную жизнь в разврате и блуде, Он не сопротивляется всему тому, что Ему делают эти самые беззаконные люди. Он, простирая свои руки как Отец, несмотря на все то, что делают Ему Его дети. Посмотрите на Распятие, в какой беззащитной позе ждет каждого из нас, как отец простирает свои объятия. Но ведь так же их распростирает и ребенок, не ожидая от своих родителей ничего, никакого подвоха, а только того, что они его обнимут. И Он ожидает от нас объятий, и Сам готов их, эти объятия, дать, потому что Он милосерден. Потому что Он не справедлив, но снисходителен по отношению к человеку и его греху. И вот так же нас с вами, Его учеников, Он ждет милосердными. Не справедливыми, не расчетливыми, не ожидающими того, что в нашей жизни мы будем получать на свое добро обратно добро, не ожидающими, что мы будем поступать с людьми так же, как они поступают с нами. Но Он ждет от нас милосердия к этому справедливому миру.

В нашем мире очень много справедливости, но очень-очень мало милосердия. И никто, кроме нас с вами, не сможет в этот мир внести хотя бы маленькую крупицу милосердия. Потому что никто, кроме нас, этой тайны не знает. Никто, кроме нас с вами, не понимает этого. Не понимает того, что в этом мире есть что-то, кроме справедливости. И это что-то называется милосердие, а по сути любовь. И только мы с вами, ученики Христовы, можем это милосердие, эту любовь к тем людям, которые ее еще не знают и не ведают, нести, не ожидая того, что они в ответ нам сделают что-то подобное. Любовь не ждет ответа, милосердие не требует никакого действия по отношению к себе. Милосердие оно само по себе есть, потому что оно спасает, и оно избавляет мир от всего того зла, которого в нем так много в том числе из-за того количества справедливости, которого гораздо больше, чем милосердия. Будем с вами милосердными, как милосерден к нам Отец наш Небесный, который свои милосердные объятия распростирает нам с вами для того, чтобы мы дальше распростирали эти милосердные объятия по отношению к каждому человеку. Аминь.

версия для печати версия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *