Неделя 1-я Великого Поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры, сегодня мы слышали вторую часть покаянного канона преподобного Андрея Критского. Текст этого творения изобилует образами покаяния, исправления жизни согласно евангельскому учению. Один из таких сильных образов, который предлагает нам преподобный Андрей – это святая Мария Египетская.  Действительно, Церковь не просто приняла этот образ. А Церковь, я надеюсь, это мы с вами. Потому что только один Бог знает, насколько каждый принадлежит Церкви, как Телу Христову. Так вот, Церковь приняла этот образ покаяния и возвысила до подражания, потому что покаяние Марии Египетской исцелило человеческую душу, и уже здесь, в видимом мире, показало, насколько может измениться человек. Покаяние показывает, что нет такого греха, которого бы Господь не простил. И здесь необходимо знать контекст Библии, чтобы понимать, о чем говорил преподобный Андрей Критский.

Сегодня мы с вами разберем несколько тропарей из Великого Покаянного Канона.

 — Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и воевав на ню лукавыми моими деяньми. 

Человек убил своего брата, а я пошел еще дальше, переступил эту черту. Каин убил чужую плоть, а мы убиваем свою. Мы приходим в церковь, исповедуемся, причащаемся, оживляем свою плоть, оживляем душу святыми Тайнами, чтобы она не была такой тупой и бесчувственной. Мы питаем плоть, потому что тело, душа и дух связаны между собой. Вот мы оживили себя, вышли из храма. И что с нами происходит? Каждый знает сам: осудили, обругали, толкнули… Тут же началась война в буквальном смысле слова. Вот этот образ передают слова «лукавыми моими деяньми». Даже из храма выходить не надо. Блаженный Августин писал в Исповеди, что молил Господа, помочь ему исправиться, а сердце его отвечало: «только не сейчас». Т.е. человек говорит «доживу до старости, получу от жизни все, а потом приду грехи замаливать». А потом раз и все. Бывало, договорюсь с бабушкой на 8 утра причастить ее, приеду в 7-40, а она уже скончалась. А не дал Бог времени. Всю жизнь ждал, а она говорила «потом-потом». И родственники – «потом», якобы Причастие — дело предсмертное. Вот она война, вот они лукавые деяния. И, даже находясь в церкви, человек не оставляет этого лукавства.

Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго.

Т.е. я не уподобился Авелю, который принес Тебе чистую жертву, приятную. Я никогда Тебе ничего не приносил. Часто бывает так. Приходят в церковь люди и говорят: «Вы нам должны». Церковь должна заниматься социальным служением, завести книгу жалоб, кассовые аппараты, оформить услуги и вообще сделать так, чтобы было все удобно и приятно, «по-нашему». Да, и еще перевести этот непонятный церковнославянский язык, желательно на сленговый. Чтобы служили на русском. Невольно возникает вопрос, а что ты сам сделал для Церкви? Ты когда-нибудь был в Церкви? Ощущал присутствие Бога в церкви, молился Ему? Да, Господь однажды пришел на землю и спас человека от смерти, дал ему жизнь. Настолько полюбил человека, что отдал за него жизнь. Конечно, мы можем обратиться к Нему «Господи ты нам должен», но слово «должен» не в смысле требования, а в смысле «помилуй», попросив Его. Не ударяя кулаком по столу с жестким требованием, а попросив, я бы сказал, по-человечески. Вот это благоговейное чувство воспитывают великие святые человечества. Что говорит Господь:  устами своими благословляли, а сердцем своим проклинали (Пс 61:4). И еще:  приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8).

Так же, как и многие из нас сегодня. Вот об этом этот тропарь. Что можем мы принести Богу такого, что бы Он принял? Преподобный Андрей пишет, что он никогда ничего не приносил.

Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся. 

Т.е. мы, как Каин, принесли скверну, жертву порочную. Что такое жертва порочная? В ветхозаветные времена приносили в жертву чистое животное, т.е. без порока, без единого пятнышка и увечья. А мы что же? На родительские субботы приносили просроченные продукты. Как-то принесли даже пачку сигарет. Вот она, жертва порочная. Знаете, Бог вообще ни в чем не нуждается. Наша жертва для Него это как детский рисунок, который нам дарят наши дети. Зачем он нам? Да, в общем-то, нам он не нужен. Но нам приятно, что ребенок трудился. Так и для Бога наша жертва. Он видит наше усердие, видит наш труд. Мы принесли Ему лучшее, что у нас есть. Просроченные продукты, ковер с кошачьим пометом… На деле получается, приносим жертву порочную. Вот тебе, Церковь! Мне кажется, лучше ничего не жертвовать. Лучше прийти и помолиться.  А мы —  и непотребное житие принесохом вкупе (вместе): темже и осудихомся; поэтому получили осуждение и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый.(Пс 142:2) Если Бог будет судить по правде, то нам не оправдаться. Если мы сами себя оправдываем, не просим милости, тогда Бог нас судит по-справедливости. Поэтому святой царь и пророк Давид говорит «Господи, не надо со мной судиться», потому что никакая человеческая жизнь не выдержит суда Божьего. И преподобный Андрей потому заключает «осудихомся». Это очень правильное выражение. Не Бог нас осудил, потому что не Бог творец зла. А мы сами себя осудили. Человек сам себя осудил и низвел в ад. Многие святые отцы пишут, что ад в сердце человека. А Бог спустился в ад и уничтожил его, как пишет Иоанн Златоуст. Человек сам творит ад в своем сердце. Ангелы, дьявол не могут творить, а человек – может, потому что Бог дал нам этот дар по своему подобию, дар творчества. И что же человек творит? Он добровольно зовет дьявола, который дает ему идею греха. А остальное человек сам сделает. Так и происходит. Тем мы и осудили себя.

— Брение Здатель живосоздав, вложил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя.     

Здесь уже мы видим образ евангельский. Что такое брение? Это земля, смешанная с жидкостью. Помните, когда Спаситель помазал этим брением глаза слепого. И тот увидел жизнь со всеми ее красками. Здесь преподобный Андрей говорит, что Господь взял эту землю, создавая человека, дал ему кости, плоть, дыхание, создал жизнь. И вот в лице первого человека преподобный Андрей плачет и кается. 

Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды. 

Возьмем младенцев. Разве они что-то замечают друг у друга? Нет. В 2-3 года, когда они начинают уже что-то соображать, начинают задавать вопросы. Но послушайте, как они их задают. Без всякого вожделения, страсти. А у нас — что не шутка, то ниже пояса, включишь телевизор, снова все ниже пояса. Возьмем Евангелие. Господь ведь тоже шутил. Если взять арамейский текст, мы увидим, что Он говорил очень поэтично. Иногда жестоко шутил над фарисеями, говоря: если тот свет, который есть в вас тьма, то, что же тогда тьма? Фарисеи злились. Господь говорил правду, а фарисеи считали себя лучшими знатоками Писания. Святые Отцы могли пошутить, чтобы не унывать. Вот эта непосредственность и в детях. Младенцы не замечают греха, хотя сам грех уже въелся в человеческое сердце. Во гресех роди мя мати моя. Потому что мои папа и мама передали мне смерть. В чем я, младенец, который еще говорить не умею, виноват? Но придет время, когда я прикоснусь к этому греху более осознанно. И мне придется закрыть себя одеждой. Я уже не буду такой непорочный. Я узнаю, что такое вожделение. Мои родители мне расскажут, что в этом современном мире надо выживать, научат технике безопасности. Не как сохранить непорочность, а как обмануть, выжить. Мы с вами, родители и крестные, не показываем детям пример святости. Папа приходит с работы и вместо того, чтобы поиграть с детьми, садиться за телевизор посмотреть боевичок. И пиво потягивает.  Какой пример ребенок увидит? Конечно, не пример непорочности. А дальше дет. сад, школа… Грех — это то, что вынужденно закрывает человека от Бога от первой боготканной одежды. А что такое боготканная одежда? Это свет. Знаете, у меня был однажды такой случай. Один священник, про которого я думал не совсем хорошо, служил Литургию. И вот во время Евхаристического канона я увидел, как у него голова стала светиться. Я так испугался. Может, он сам не был святым, но совершал страшное и непостижимое Таинство. Вот что происходит с человеком. Вот это и есть тот свет, та боготканная одежда.

Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей. 

На иконе Воскресения Христова мы видим сошествие Христа в ад. Ева тянет руки ко Христу, которые покрыты одеждой. Первые христиане, когда причащались, принимая в руки Тело Христово, покрывали руки платом. Как они могут принять Бога руками, которыми творили грех?.. Это язык образов и символов. Что нам говорит образ Евы. Ева — это тот человек, который сорвал плод. Что такое прогресс? Бесславный технический путь прогресса: «мы возьмем, мы преодолеем, мы пророем канал, повернем реки вспять». И… — глобальная катастрофа. Нарушен мировой баланс, созданный Творцом. Вот к чему ведет  отход от замысла Творца. И только поняв этот замысел, мы говорим: ну, как же мы столько ошибок наделали? Давайте исправлять.

И вот преподобный Андрей пишет: Обложен есмь одеянием студа, т.е. оделся в одежду стыда, стало стыдно. У маленьких детей нет стыда. А человек почувствовал вкус. Но это оказался вкус смерти. И закрылся человек листьями смоковницы. На самом деле то дерево, от которого был плод познания добра и зла, мы знаем как смоковницу. У нас в России говорят, что это было яблоко. А на Востоке — что это был инжир. На самом деле это не так важно. Это язык аллегорий и сравнений. Важно то, что Господь сказал Адаму «не вкушай», а он тронул и получил опыт смерти. Христос пришел и принес нам опыт преодоления смерти. Он принес нам жизнь. Но у Адама его не было. Не было этого опыта победы над смертью, и он ощутил всю ее тяжесть. Укрылся смоковными листьями во обличение моих самовластных страстей. Образ смоковницы. Аллегорически листья —  это украшение. Вот покупает человек дорогие украшения, одежду, машину, квартиру, а дети – потом. А потом… опухоль какая-нибудь или бесплодие. Уже Господь не дает детей. Вот эти листья смоковницы и есть бесплодная одежда человека, которыми он украсил себя. Вот есть большие семьи, которые и в церковь ходят, преодолевают какие-то нестроения, ну, бывает, поругаются. Но церковь дает опыт примирения. Пришли к батюшке, покаялись, и все разрешилось как-то. Может, там не хватает какой-то дорогой машины, в квартирке тесновато, но ничего. А бывает – и дом загородный и квартира двухъярусная… А плода — нет. И вот здесь мы видим страшный образ. Обличение моих самовластных страстей. Человек себя обличает, чтобы не стать тем деревом, которому уготована смерть. Сказал господин: «порубите это дерево  и бросьте в огонь». Вот что такое смоковница, вот те листья, которые без плода. А человек должен жить, принося добрые плоды. Если вчитаться в этот язык образов, язык веры, крепкой веры в Бога, то можно получить большую пользу. Поэтому Церковь выделяет особые дни в году для чтения Покаянного Канона, чтобы люди оставили  все свои дела и пришли послушать, помолиться вместе.

Дай Бог, чтобы услышанное стало началом нашего исправления на пути от смерти к жизни. Аминь

о.Алексий Забелин

версия для печати версия для печати