
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим.
В этом кратком песнопении праздника заключена вся его суть. Постараемся же понять ее и значение креста для нас.
Все мы знаем, что смерть на кресте была позорной казнью самых отпетых преступников. В Римской империи этот метод смертельного наказания применялся к бунтовщикам, изменникам, военнопленным, беглым рабам. Шесть тысяч рабов после восстания Спартака были распяты вдоль Аппиевой дороги. Смерть на кресте — долгая и мучительная казнь, не оставлявшая преступнику ничего, кроме нескольких часов, а порой суток, прилюдных мучений. Распятие на кресте было еще связано с пбличностью, когда человека не просто умертвляли в темнице, а когда его мучение было видным для устрашения других. Надо сказать, что сейчас во многих мусульманских странах позорные мучения и позорная смерть тоже пристуствуют. Это – метод устрашения, который считается некоторыми иными государствами правильным для воспитания и поддержания страха в собственных гражданах.
Именно это позорное, страшное и мучительное орудие избирает Господь, чтобы через Свою смерть взять наши грехи. Он не выбрал родиться римским гражданином и быть усеченным мечем, он не выбрал какую-то иную смерть, а выбрал именно такую предельно позорную и страшную смерть на кресте. И вот теперь мы с вами воспеваем это, бывшее позорным оружие, и поклоняемся ему. Оно стоит в центре храма. Крест, став для нас началом нашего спасения, тем не менее не перестает быть этим позорным орудием. Мы поклоняемся ему не потому, что поменялась его сущность, не потому, что мы можем забыть о его позорном и страшном происхождении, а потому что мы с вами осознанно как христиане принимаем это позорное оружие и по слову апостола хвалимся им. Или, как мы слышали сегодня в апостольском чтении: «Для нас, спасемых Крест – есть Сила Божия».
Это значит, дорогие мои, что мы с вами бросаем вызов этому миру, тому миру, в котором страдания и мучения, дискомфорт и неудобство считаются тем, что требует преодоления, считаются тем, что нужно всячески изгонять из своей жизни. Успешный человек — тот, кто преодолел все это, у которого ничего не болит и не может заболеть, потому что он совершенно здорови пользуется всем необходимым для поддержания своего здоровья. Он тратит много денег на поддержание себя и своих родных. Этот тот человек, у которого есть все, чтобы не сталкиваться с любым дискомфортом и сложностью жизни — большая квартира, дорогая машина и так далее. Ведь такой образ успешного человека с крепкими зубами рисует нам лишенная Христа массовая культура. Я не буду осуждать нынешнюю культуру. Это было всегда свойственно человеку и чловечеству в целом. На протяжении всей истории человек хотел освободиться от любого гнета неудобства и страдания. Но так вышло, что все те, кто пришел в этот день в храм выбрали центром своей жизни Крест. И мы не можем этого обойти, мы не можем называть себя христианами, если не признаем этой очевидной вещи: в центре нашей жизни — Крест. А это значит, что нам с вами должны быть свойственны скорее страдание и всяческие мучения, чем стремление к комфорту на всех уровнях нашей жизни, от бытового, до душевного. Кто-то может на это спросить, означает ли это, что христианин должен сознательно искать страдания? Нет, не означает, но это значит мы не должны избегать страданий. Страдание и мучение – это то что находится рядом с нами. Мы должны принять тот факт, что страдательность, боль, неустроенность — ключевая составляющая нашего мира. И когда мы находимся рядом со страданием, видя его, или внутри него, когда Господь посещает нас скорбями и болезнями, мы не можем говорить: «Господи, за что?» или: «Господи, избавь меня от этого», мы должны просить: «Господи, дай мне силы преодолеть это и хотя бы на шаг приблизиться к Тебе, взошедшему на Крест нас ради и нашего спасения.»
Но в этом поклонении Кресту есть только половина пути, потому что вторая часть этой дороги в славлении Святого Воскресения. И эту часть пути мы все готовы с радостью идти. Как мы любим Пасху! Как мы рады говорить о Воскресении Христовом и нашей всенаполняющей радости, как мы ждем встречи со Христом Воскресшим. Но для того, чтобы говорить так, мы должны пройти первую часть пути в нашей жизни. Потому что иной тропинки, никакого объезда, по которому можно было бы преодолеть Крест. Он в центре. Он в центре каждого из нас. И только поклонившись Кресту своей жизнью, согласившись внутренне с годовностью преодолевать страдания, приготовившись к состраданию со Христом, мы сможем достигнуть Его славного Воскресения.
Христос Воскресе!
версия для печати