Проповедь настоятеля храма в праздник Крещения Господня

19 января 2017г., в праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, настоятель храма иерей Александр Волков возглавил Божественную литургию. По окончании богослужения он обратился к прихожанам со словом.

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Сегодняшний праздник Богоявления, дорогие братья и сестры, называется так потому, что мы празднуем пришествие в мир Спасителя. В древности этот праздник соединялся с праздником Рождества Христова. Эти два праздника праздновались вместе, потому что Церковь ими отмечала пришествие в мир Спасителя и Его выход на проповедь после Крещения. Но событие явления Спасителя на Иордане, которое сегодня сугубо отмечается, имеет особое богословское и нравственное значение. С богословской точки зрения сегодняшнее явление на Иордане является Богоявлением всех трех лиц Святой Троицы. В сегодняшний праздник мы вспоминаем не только выход на общественное служение Спасителя — второго лица Святой Троицы. Но мы вспоминаем и все то, что сегодня слышали в Евангелии, о том, как Бог Отец провозгласил Своего Сына, и о том, как Бог Дух Святой в виде голубя спустился с неба и почил над головой вышедшего из воды Иордана Спасителя. При крещении людям открылось истинное богопочитание, то богопочитание, которое было скрыто в Ветхом Завете в лице одного Бога, теперь раскрыто в лицах Святой Троицы. Эта тайна троичности Божества открылась в сегодняшний праздник всем людям, и поэтому сегодняшнее торжество имеет особое и очень глубокое богословское значение, а значит и значение для веры каждого из нас.

Перед началом Богоявления, которое произошло после крещения Спасителя в Иордане, Иоанн Предтеча проповедовал покаяние, и мы с вами можем видеть и понимать, что покаяние предшествует обновлению жизни. Покаяние таким образом для каждого из нас предшествует духовной жизни и соединению со Христом в  таинствах Церкви. И в этом смысле и сейчас покаяние, таинство исповеди является тем таинством, которое предустанавливает, предуготавливает каждого из нас с вами к принятию любого другого таинства, а в первую очередь принятия Тела и Крови Христовых.

Сегодня мы слышали с вами во время богослужения вместо Трисвятого песнопение «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». Этот древнейший гимн Церкви исполняется сегодня в связи с тем, что на протяжении всего Рождественского поста оглашенные люди, готовившиеся ко крещению, сегодня принимали это великое таинство и становились членами Церкви. Сегодня, как и на Пасху, оно поется в память о той древней практике, которая была связана с вхождением в общину новых членов в эти дни — дни Крещения и в дни святой Пасхи. И постольку, поскольку в Церкви нет ничего архаичного, устаревшего (мы с вами не в музее, а в живой Церкви),  это песнопение, которое относит нас к тем древним векам христианства, имеет большее значение, чем просто историческая данность. Имеет значение, потому что сегодняшний в праздник Крещения мы с вами должны в первую очередь вспомнить о тех заветах крещения, которые каждый из нас давал, когда крестился во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в купели, становясь православным христианином. И нам сейчас надо задуматься над этим, вспомнить о тех обетах, что мы дали Богу. Конечно, с одной стороны, это молитва, обращенная ко Христу, чтобы каждому крещеному человеку была дана сила облечься во Христа, быть наученным тому, что мы получаем из Евангелия, помощь в том, чтобы получить благодать жизни в Церкви. Но эти слова означают и нечто другое и очень важное для нашей духовной жизни. Эти слова в первую очередь должны звучать в голове каждого из нас как призыв. Мы с вами однажды крестились во Христа и теперь нам с вами нужно в него облечься. Облечься на современном русском языке значит одеться. Как мы одеваемся в рубашку и куртку, так Церковь нам предлагает одеться во Христа. Это очень непростое послание Церкви каждому из нас. Мы должны понять и принять что таинство крещения не являлось обрядом и обычаем, который делается просто потому что так надо: все русские люди или все уважающие себя граждане так делают, а стало выбором, обетом Богу. И конечно единственное в жизни крещение происходит одномоментно, но облечение во Христа, одеяние во Христа, по образу чего каждый крещающийся одевается в белую рубашку, должно продолжаться всю нашу жизнь. И это одеяние во Христа обязательно сопровождается трудностями, борьбой, пониманием, что мы в чистую, белую рубашку Христа не влезаем, у нас лишком много жира грехов, и мы не втискиваемся в нее, но наша задача в этой жизни заключается в том, чтобы «похудеть» от грехов, чтобы иметь возможность одеться во Христа. Всю нашу жизнь нам должно хотеться одеться в эту одежду Христа ровно так, как мы поем в дни Страстной седмицы о том, что «я не имею одежды, чтобы войти в Твой чертог, Господи».
И вот это желание быть со Христом, глубже одеться во Христа, войти во Христа, должно стать целью нашей жизни. Эта потрясающая по своей глубине и непостижимости задача стоит перед каждым из нас.

А вот мы приходим в этот день в храм со своими бидонами, банками, толпимся в очереди для того чтобы набрать воды, как будто мы жаждем, так сильно хотим пить, что мы сюда в холод идем стоять в очереди, чтобы набрать освященной воды. И мы действительно жаждем, нам не хватает этой воды в жизни. Но вот каждый из нас, приходящий сегодня за водой в храм, должен очень отчетливо понимать, что на самом деле нам в нашей жизни должно не хватать не только и не столько той воды, которую мы сейчас с вами наберем, а той воды жизни, которая есть Христос. Как помните он сказал самаритянке, что «Я дам тебе воду жизни и ты не вжаждаешься во веки». И вот этой воды жизни нам с вами должно не хватать, именно за ней мы должны стоять в храме каждое воскресение, приходя сюда, чтобы получить ее здесь, не только раз в году приходя на Крещение, а постоянно. Нам нужно с вами сделать так, чтобы жажда Христа была нашим постоянным чувством, чтобы желание одеться в Его одежду было нашим постоянным стремлением, и наш единственный плачь в жизни, и наше единственное переживание должно быть переживанием о том, что нам не хватает Христа, и нам мало этой воды. Единственная молитва в жизни должна быть о том, чтобы Господь дал, открыл нам больше Себя, напоил нас в каждый день нашей жизни. Но это возможно только тогда, когда мы с вами этого действительно и искренне захотим. Когда облечение во Христа станет делом нашей жизни, и христианство не будет просто формой существования. Будем помнить в этот день явления Святой Троицы о той невероятной глубине смысла, которую сегодня нам Церковь в этом празднике предлагает, будем задумываться о том предназначении, которое мы выбрали однажды. Каждый здесь стоящий однажды отрекся от диавола и согласился быть воином Христовым. И сегодняшний праздник — это в первую очередь праздник памяти о нашем с вами крещении и праздник обновления мыслей и чувств, которые должны нас сопровождать в связи с память о нашем крещении, потому что те обеты которые Богу мы дали в крещении, мы вернем Ему во Второе славное пришествие, когда мы дадим ему ответ о своем уповании и своей вере. Аминь.

версия для печати версия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *